«Взял трубу в заложники». Полицейскому, в чьем отделе умер обожженный кипятком задержанный, предъявили обвинение
Олег Зурман
Статья
5 марта 2020, 17:13

«Взял трубу в заложники». Полицейскому, в чьем отделе умер обожженный кипятком задержанный, предъявили обвинение

Парковка отдела полиции №2 Калининграда. Фото: Виталий Невар / «Новый Калининград»

В Калининграде полицейскому Николаю Плебуху предъявили обвинение по статье о превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (пункт «в» часть 3 статьи 286 УК). Следственный комитет считает его причастным к смерти Ивана Вшивкова — задержанного заперли в камере, он обварился кипятком из системы отопления. Родственники погибшего считают, что действия полицейских были умышленными. «Медиазона» рассказывает, как рядовое задержание привело к гибели бывшего футболиста и почему полицейские не спешили его спасать.

Ночь в отделе

Бывший футболист-любитель Иван Вшивков праздновал в Калининграде день рождения мужа своей сестры. Вечером 19 октября 2019 года они вместе с зятем отправились в ближайший магазин. На обратном пути их остановили полицейские.

Родственника отпустили, а Вшивкова доставили в отдел полиции по Московскому району за мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП). Мать Ивана, Ольга Вшивкова не отрицает: в тот вечер ее сын выпивал и, вероятно, даже не совсем твердо стоял на ногах. Позже врачи установили, что алкоголя в крови Вшивкова было 0,6 промилле — это легкая степень опьянения.

В отдел полиции №2 на Киевской улице Ивана Вшивкова привезли около полуночи. Составили протокол, поместили в камеру.

Мать задержанного в это время находилась в ста километрах от дома, в городе Черняховске, и о проблемах сына узнала от родственников. Позже ей позвонили полицейские — предупредили, что сыну придется остаться в отделе на ночь, поскольку он ведет себя «неадекватно». Женщина уговаривала их отпустить Ивана. Заступалась за задержанного и его сестра Александра, полицейские пообещали ей освободить брата утром.

В камере Вшивков подрался с другим задержанным. Мужчин разняли, полицейские вывели Ивана в другую камеру. Когда сотрудники отдела ушли, тот что-то кричал в сторону двери, а потом, судя по всему, стал бить ее ногами. В какой-то момент Вшивков замахнулся бутылкой на висящую под потолком видеокамеру — в СК потом говорили, что задержанный ее сломал.

Вместе с Вшивковым в этой же камере сидел еще один задержанный, 40-летний Алексей Павленко. В интервью изданию Baza он утверждал, что полицейские, чтобы успокоить Вшивкова, надели на него наручники. Самого Павленко перевели в другую камеру, а Вшивков остался один.

Фото: СК

Шутки о трубе

Что происходило дальше, отчасти можно восстановить благодаря показаниям Инны Захаровой. 32-летняя инженер-электроник дежурила в ту ночь в отделе полиции.

После того как Вшивков швырнул в видеокамеру бутылку с водой, изображение на мониторе в дежурной части погасло, рассказывала Захарова следователям. Тогда она позвала начальника дежурной смены Николая Плебуха. Тот, по ее словам, направился к Ивану Вшивкову.

Плебух потребовал от Вшивкова вернуть видеокамеру, в обмен задержанный просил снять с него наручники. Вернувшись, Плебух сказал, что забрал устройство и освободил руки Вшивкова — но ни наручников, ни видеокамеры женщина при нем не видела.

31-летний Николай Плебух стал начальником дежурной смены за несколько месяцев до этого — в августе 2019 года. Захарова называла полицейского «добрым и отзывчивым человеком», но оценивать с профессиональной точки зрения не стала — сказала, что не вникала в его обязанности.

Спустя какое-то время после эпизода со сломанной видеокамерой Николай Плебух появился в дежурной части со словами: «Вшивков взял в заложники трубу». Из разговоров начальника с другими полицейскими она поняла, что задержанный сломал трубу системы отопления, и помещение, где он сидел, начало заполняться водой и паром.

Позже, добиваясь ареста Николая Плебуха, следователь говорил суду, что ситуацию со Вшивковым полицейские обсуждали «в шутливой форме».

Родственники Вшивкова предполагают, что его приковали наручниками к батарее. В СК уверяют, что это не так. В этой версии сомневается и член местной ОНК Александра Вавилов, посетивший отдел полиции №2: «Во всяком случае, нужно приложить очень большое усилие, чтобы сквозь ячейки решетки просунуть наручники и как-то их там пристегнуть. А главное — зачем это делать, если проще пристегнуть к железным нарам?». В региональном УМВД вообще отрицают, что на Вшивкова надевали наручники.

На протяжении двадцати минут никто из полицейских не сделал ничего, чтобы помочь Вшивкову, утверждает Захарова. Камера, в которой оставили задержанного, была с глухой дверью и запиралась на засов, а открывали ее с помощью «какой-то отвертки».

«Медиазона» ознакомилась с одной из видеозаписей в материалах дела. На этом отрывке слышно, как из камеры Вшивкова раздаются дикие вопли. Запись велась в той части отдела полиции, где сидит дежурный.

Плебух вызвал аварийную службу и пытался перекрыть воду. «Я не могла ничего предпринять в указанный момент, поскольку полностью полагалась на свое руководство и считала, что Иванов и Плебух держат все под контролем», — объясняла Захарова.

В какой-то момент пара стало так много, что сработала пожарная сигнализация. По словам представителя калининградской ОНК Александра Вавилова, камеру затопило кипятком на 30 сантиметров. По версии следствия, полицейские ничего не предпринимали целых полчаса — с 2:43 до 3:13 ночи.

Вскоре Захарова увидела, как Плебух и его подчиненный вынесли Вшивкова из камеры и положили на скамейку в коридоре. Начальник крикнул, чтобы вызывали скорую помощь. Бригада приехала спустя 15-20 минут. Фельдшер, осмотрев задержанного, сказала, что «не очень все хорошо», вспоминала Захарова.

В камере, откуда только что вытащили Вшивкова, Захарова увидела большую лужу. Защитная решетка радиатора оказалась частично отогнута. Воду из камеры вычерпывал ведром другой задержанный. Залило и коридор перед входом в дежурную часть.

«Везде ощущалась повышенная влажность и сырость, в помещениях было жарко, как в бане», — описывала обстановку инженер.

Иван Вшивков умер в Центральной городской клинической больнице на следующее утро — 20 октября в 11:30. Он получил термические ожоги 95% поверхности тела.

Николай Плебух. Фото: Виталий Невар / «Новый Калининград»

«Совершено с особым цинизмом»

Через три дня после гибели Ивана Вшивкова Следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности, повлекшей смерть (часть 2 статьи 293 УК), а региональное УМВД вскоре отчиталось об увольнении двоих полицейских.

Прокуратура запретила региональному УМВД запирать задержанных в камерах до тех пор, пока помещения не приведут «в соответствие с требованием законодательства». Начальнику отдела, где обварился Вшивков, члены ОНК посоветовали заменить глухие двери на решетчатые. О том, что камеры в отделе не соответствуют нормам, во время допроса упоминала и ключевой свидетель по делу — инженер Инна Захарова.

Отдельно об истории с Иваном Вшивковым высказался прокурор Калининградской области Сергей Хлопушин: «Не может такого быть, чтобы человек был доставлен в полицию и его оттуда отправили на кладбище. В любом случае, по крайней мере, халатность в действиях должностных лиц органов полиции имеется».

Одним из уволенных полицейских оказался Николай Плебух. 28 февраля 2020 года стало известно, что бывшего офицера задержали. По версии следствия, полицейский знал, что в камере повреждена система отопления и горячая вода из трубы льется прямо в комнату. При этом Плебух по своей должности был обязан оказывать первую помощь людям, находящимся в опасном положении или в беспомощном состоянии.

Мать погибшего Ольга Вишкова рассказывала со слов следователя, который вел дело раньше, что Плебух издевался над задержанным: «Когда мой сын кричал, то Плебух говорил: "Пусть-пусть еще в баньке попарится"».

Николая Плебуха заключили под стражу. По совету адвокатов он отказался давать показания во время предварительного следствия и не захотел проходить тестирование на полиграфе. 5 марта ему предъявили обвинение, сообщил «Медиазоне» знакомый с ходом расследования источник. Позднее в региональном управлении СК подтвердили эту информацию.

Вину экс-полицейский не признает, утверждая, что предлагал покинуть Вшивкову камеру до того, как тот сломал трубу.

«То, что случилось, это на самом деле плохо. Но в своих действиях я состава преступления не усматриваю. Никаких язвительных высказываний в адрес задержанного Вшивкова я не высказывал. То, что я мог сделать на данном этапе, исходя из своих каких-то познаний, умений, я все сделал. И давал конкретные распоряжения сотрудникам патрульно-постовой службы, другим сотрудникам дежурной части, о том, что необходимо предпринять. Мои указания были проигнорированы», — сказал он в суде, не уточняя о каких именно указаниях идет речь.

Адвокат Владислав Филатьев, сотрудничающий с «Зоной права» и представляющий интересы матери погибшего, убежден, что к преступлению причастен не только Плебух, но и другие полицейские. «Мы, честно говоря, вообще сомневаемся в текущей квалификации преступления и надо рассматривать версию об умышленном характере действий полицейских», — подчеркнул Филатьев в разговоре с «Медиазоной».

Во время судебного заседания следователь настаивал, что преступление было «совершено с особым цинизмом». При этом и в полиции, и в СК согласны с тем, что Вшивков сам оторвал батарею.

Родственники погибшего в эту версию не верили изначально. Мать Ольга Вшивкова предполагает, что полицейские могли намеренно залить Ивана кипятком, чтобы скрыть следы избиения. «Явно там не превышение полномочий, мое видение, что это не превышение полномочий — сказала она в беседе с "Медиазоной". — Это — больше. Мое мнение в принципе не изменилось».

Редактор: Дмитрий Трещанин

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке