Росфинмониторинг учится писать. Ошибки и правки в черном списке «экстремистов»
Александр Бородихин
Статья
13 февраля 2020, 13:10

Росфинмониторинг учится писать. Ошибки и правки в черном списке «экстремистов»

Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсант

В черный список Росфинмониторинга подозреваемых и обвиняемых по «экстремистским» и «террористическим» статьям вносят без предупреждения: человек просто замечает, что его банковские счета, карты и платежные сервисы оказались заблокированы. Отслеживая изменения в перечне, «Медиазона» обнаружила, что столь важный документ ведется довольно небрежно, вследствие чего подвергается перманентным правкам, иногда не поддающимся разумному объяснению.

Росфинмониторинг ведет и обновляет «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» с момента своего создания в 2001 году. Сегодня в списке «экстремистов» и «террористов» уже девять с половиной тысяч россиян, 418 иностранцев и 602 организации из России и других стран.

Банковские счета и аккаунты в системах электронных платежей и сейчас могут быть заблокированы без решения суда — сразу после возбуждения уголовного дела, но в Росфинмониторге предлагают пойти дальше и законодательно разрешить силовикам блокировку счетов на основании одного только подозрения.

В августе 2018 года на пике кампании по уголовному преследованию за «экстремизм» в соцсетях разработчик Иван Шукшин запустил сайт со скриптом, который отслеживает все обновления в перечне Росфинмониторинга. На сайте есть раздел с необычными и курьезными данными: так, у десяти «террористов» в списке нет даты рождения; самый молодой «экстремист» — 17-летний Евгений Драпченко из Ессентуков, самая пожилая «экстремистка» — 85-летняя жительница Владивостока Елена Зайщук.

График роста численности «экстремистов» и «террористов» в списке Росфинмониторинга с сайта Шукшина. Снижение числа «экстремистов» начинается с октября 2018 года, когда Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о частичной декриминализации статьи 282 УК.

Через год, в июле 2019-го, у Шукшина появился телеграм-канал, в котором автоматически публикуются все изменения в перечне. В нем удобно отслеживать случаи удаления и повторного внесения в список данных одного и того же человека; чаще всего это связано с незначительными правками — опечатками в имени, уточнением места или даты рождения и так далее.

«Вначале я следил по-простому, за уникальными строчками в реестре. В первом же обновлении я увидел, что пропала строчка с "экстремистом" Саидовым и появилась новая, с "террористом" Саидовым, у которого те же ФИО, дата и место рождения. Стало ясно, что в реестре иногда редактируют строки, — рассказывает Шукшин. — Если при обновлении реестра из реестра был удален человек с определенным ФИО и одновременно добавлена строка с таким же ФИО, но чуть другими данными (дата или место рождения, отметка экстремист-террорист), я делаю вывод, что это просто отредактировали строчку реестра. Или если из реестра пропал человек с определенным ФИО, но появился человек с тем же днем рождения и ФИО, отличающимся на менее, чем десять символов, тоже считаю это редактированием».

Используя инструменты Шукшина, «Медиазона» подсчитала, что за последний год сотрудники Росфинмониторинга правили уже внесенные в перечень данные 228 раз. Часто редактирование записей связано с довольно комичными ошибками. Включенную в список террористов Залину Балагадашову из Баку пришлось удалять и вносить заново, когда Росфинмониторинг выяснил, что Баку находится не в Дагестане, а в Азербайджане; у кого-то перепутали цифру в дате рождения, другим букву «е» в имени решили заменить на «ё».

«Обычно меняют место рождения, ФИО — реже, дни рождения — еще реже, — отмечает сам разработчик сервиса и вспоминает пример. — Абдурахимов Шахриер Умедович. Ему исправили одну букву "е" на "ё" 6 мая 2019 года. И при этом не указали предыдущий вариант написания в скобочках, как у других. Лишь спустя пять месяцев, 3 октября, сделали ему двойное написание».

Скриншот с сайта «Обновления в списке экстpемистов и теppористов»; звездочка обозначает «сведения о причастности к терроризму».

Больше всего исправлений досталось сибиряку Семену Негрецкулову, который впервые попал в перечень Росфинмониторинга в октябре 2018 года — через несколько месяцев после обыска по делу о «экстремистских» картинках из «ВКонтакте», в том числе, карты «Великой Финляндии». Музыкант, увлекавшийся экстремальным металом, называл себя «единственным в Сибири специалистом в области балтийско-финской филологии» и писал песни на финском языке.

«6 [июля 2017 года] у меня изъяли паспорт, изъяли билет до Москвы, — рассказывал Негрецкулов "Граням". — Какой у меня статус, я не знаю. Обращался к правозащитникам — правозащитники требуют документ. У меня кроме протокола изъятия больше вообще ничего нет».

В январе 2018 года музыкант уехал из России: по его словам, сначала он пробирался лесами по Красноярскому краю, потом — ехал автостопом до Москвы и Петербурга, наконец, сибиряк перешел эстонскую границу и сдался полиции; теперь он живет в Эстонии.

С 5 октября 2018 года статус Негрецкулова в списке Росфинмониторинга менялся рекордные 23 раза: 11 раз его объявляли «террористом» и 12 раз — «экстремистом»; экстремистом он считается и сейчас. При этом в процессе правок имя Семен ни разу не было написано через «ё».

Редактор: Дмитрий Ткачев.