Охранник без личной карточки. Вину за стрельбу в амурском колледже Следственный комитет возложил на сотрудника ЧОП и его начальника
Олег Зурман
Статья
21 января 2020, 9:19

Охранник без личной карточки. Вину за стрельбу в амурском колледже Следственный комитет возложил на сотрудника ЧОП и его начальника

Здание Амурского колледжа строительства и коммунального хозяйства. Фото: Екатерина Киселева / ТАСС

В ноябре 2019 года Даниил Засорин пришел на занятия в Амурском колледже строительства и ЖКХ в Благовещенске с ружьем в рюкзаке — он застрелил одного студента, ранил троих и совершил [Роскомнадзор]. Виновными в случившемся Следственный комитет посчитал директора ЧОПа и его подчиненного, который охранял колледж без удостоверения установленного образца и личной карточки. Оба в СИЗО и обоих, как считают родственники, следователи хотят «наказать для галочки».

Утром 14 ноября 2019 года, когда в Амурском колледже строительства и жилищно-коммунального хозяйства уже начались занятия, в аудиторию на третьем этаже поднялся студент четвертого курса Даниил Засорин. Он достал из рюкзака охотничье ружье и стал стрелять по одногруппникам. Один студент погиб на месте, другой получил ранение. Стрелок перешел в другой кабинет, где ранил еще двух человек.

Выстрелы вызвали панику среди студентов — выбегая из здания, они пытались спрятаться в ближайших магазинах. Первыми на месте происшествия оказались несколько сотрудников ДПС, дежуривших неподалеку от колледжа. Войдя внутрь, они предложили Засорину сдаться, но тот, как позже сообщало МВД, начал стрелять в полицейских. В ходе перестрелки они ранили вооруженного студента — он укрылся в одной из аудиторий, где вскоре совершил [Роскомнадзор]. Засорину было 19 лет. Гладкоствольное ружье ИЖ-81 он оформил за несколько месяцев до нападения на колледж.

В МВД возможной причиной случившегося назвали конфликт между Засориным и другими учениками. Издание Baza публиковало расшифровку аудиопослания, оставленного Засориным в YouTube накануне преступления (сейчас запись удалена), в нем студент упоминает массовое убийство в американской школе «Колумбайн».

Губернатор Амурской области Василий Орлов, говоря о трагедии, упомянул недостатки воспитательной работы в колледже: «Это причины, когда ребенок оказывается в некомфортной обстановке. Как следствие, происходят такие ситуации, как та, что произошла у нас вчера. Практика показывает, что преподавательское сообщество, родители, сами ученики зачастую не хотят выносить сор из избы, что, к сожалению, приводит к трагическим событиям».

Директор колледжа Виктор Петухов уволился через несколько дней после стрельбы, ушел в отставку и замминистра образования Амурской области Олег Якутов, курировавший вопросы среднего и среднего профессионального образования.

Следственный комитет сразу же возбудил несколько уголовных дел. Одно — об убийстве двух или более лиц (пункт «а» часть 2 статьи 105 УК) в отношении стрелявшего студента; второе — о халатности (часть 2 статьи 293 УК), из-за отсутствия в колледже рамочных металлодетекторов (о предъявлении обвинений по этому делу не сообщалось). Еще одно дело — об услугах, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшими по неосторожности смерть двух или более лиц (часть 3 статьи 238 УК, до 10 лет лишения свободы). Обвиняемыми по нему стали дежуривший в тот день охранник Олег Ермолов и директор частной охранной организации «Сириус-А» Сергей Андрющенко, в которой он работал. Их задержали уже 14 ноября, суд отправил обоих в СИЗО.

«Я сделал все, что от меня зависело, в тот день, когда все это произошло. То есть я сразу вывел людей, позвонил в МЧС. До этого, когда меня судили, статья была более тяжкая, и то я ходил под подпиской до суда. А тут за что меня "закрывать", я не понимаю. Я по сути и не являюсь охранником, у меня нет ни удостоверения, я не подписывал трудовой договор», — говорил на заседании по избранию меры пресечения охранник Ермолов. Поводом для возбуждения дела стало как раз отсутствие у него удостоверения установленного образца.

И охранник, и его работодатель Андрющенко не признают себя виновными.

Олег Ермолов. Фото: Екатерина Киселева / ТАСС

Корочка вместо металлодетектора

49-летний Сергей Андрющенко, пенсионер МВД и ветеран боевых действий на Северном Кавказе, основал ЧОП «Сириус-А» в сентябре 2016 года, соучредителями стали два его бизнес-партнера. Компанию возглавил сам Андрющенко, ее офис расположен недалеко от ипподрома в Благовещенске. В штате компании, говорил Андрющенко на допросе в СК (материалы дела есть в распоряжении «Медиазоны»), кроме него и соучредителей находились 22 человека, а среди клиентов были областная больница, школа, бассейн и пансионат.

Договор на оказание услуг по физической охране Амурского колледжа строительства и ЖКХ его директор Виктор Петухов заключил с ЧОПом 18 февраля 2019 года. По контракту «Сириус-А» должен был охранять не только здание учебного корпуса, где впоследствии произошла стрельба, но другие и объекты, например, общежитие колледжа.

Охранять учебный корпус поручили 46-летнему Олегу Ермолову, который устроился в «Сириус-А» в начале 2019 года. В январе, рассказывал на допросе Андрющенко, новый сотрудник закончил специальные курсы и получил квалификацию «охранник четвертого разряда». Ермолов работал пять дней в неделю с семи утра до шести вечера, получая 144 рубля 28 копеек в час. Из спецсредств у охранника были наручники и резиновая дубинка.

Попасть на занятия студенты могли только показав охраннику студенческий билет или зачетную книжку, объяснял Андрющенко следователю. Рамок металлодетектора в колледже не было, однако в приложении к договору было указано, что при охране необходимо использовать портативные металлодетекторы. При этом в должностных инструкциях охранника, согласованных с администрацией учебного заведения, пункт об этом отсутствовал. Это связано с тем, что у колледжа не было денег на сами устройства, объясняет «Медиазоне» представляющий интересы Андрющенко адвокат Каро Жамкочян.

«У учащихся колледжа есть свои правила поведения. И если один из учеников приходит в колледж, не нарушая эти правила поведения и не вызывая своим внешним видом и поведением никакого подозрения со стороны лица, осуществляющего охрану учебного заведения, то, естественно, он его пропустит», — отмечает адвокат.

У охранника Олега Ермолова не было удостоверения частного охранника и соответствующей личной карточки, а значит, он совершил уголовное преступление, считает Следственный комитет. Кроме того, Ермолова не обучали действиями при возникновении чрезвычайных ситуаций, настаивает следствие.

Интересы Ермолова представляет адвокат по назначению Диана Будко. Обвиняемый, по ее словам, «не понимает, за что его арестовали, так как он делал все, что входило в его полномочия». «Мы вообще считаем, что состав преступления отсутствует, тем более уголовный. Вину не признаем», — говорит Будко. Родственники Ермолова уверены, что из него «просто сделали козла отпущения».

Гендиректор охранного предприятия Сергей Андрющенко не отрицает, что у Ермолова не было удостоверения частного охранника и личной карточки. По словам Андрющенко, он не раз говорил Ермолову обзавестись необходимыми документами, но тот всякий раз отвечал, что у него нет денег для прохождения необходимого для этого медосвидетельствования.

Следствие настаивает, что Андрющенко не имел права допускать к работе охранника без этих документов, и именно это нарушение в итоге привело к трагедии. С этим не согласны ни сам обвиняемый, ни его адвокат — они полагают, что прямой связи между этими двумя фактами нет.

«Устроивший стрельбу в Амурском колледже строительства и жилищно-коммунального хозяйства Данил Засорин пронес огнестрельное охотничье ружье в обычном рюкзаке в разобранном виде, что не позволило охраннику в отсутствие металлодетектора визуальным путем обнаружить его, — объясняет адвокат Жамкочян. — При этом наличие или отсутствие у частного охранника удостоверения установленного образца и личной карточки охранника никак не могло предотвратить трагедию в колледже либо стать ее катализатором».

Именно отсутствие металлодетекторов, а не удостоверения и карточки, по мнению защитника, сделало возможной стрельбу в колледже.

Сергей Андрющенко. Фото: Екатерина Киселева / ТАСС

«Вход в учебное заведение — не блокпост»

10 декабря Арбитражный суд Амурской области по иску прокуратуры оштрафовал «Сириус-А» на 100 тысяч рублей, признав компанию уже находившегося к тому времени в СИЗО Сергея Андрющенко виновной в нарушении части 4 статьи 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением).

В суде представитель компании Андрей Иванов отмечал, что наличие удостоверения у Ермолова не позволило бы предотвратить стрельбу в колледже, поскольку досматривать личные вещи учеников охранникам нельзя. По его словам, основная функция охраны — не допускать на территорию посторонних лиц, чем Ермолов и занимался. Узнать, что студент спрятал ружье в рюкзак, охранник не мог.

Суд в решении сослался также на объяснение Олега Ермолова, признавшего, что когда-то у него была судимость. В этом случае по закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» его нельзя было нанимать охранником.

«По существу, колледж не был обеспечен охраной в установленном законом порядке. В связи с чем факт возникновения чрезвычайной ситуации с человеческими жертвами и причинением тяжкого вреда здоровью граждан связан с неисполнением обязанностей ООО ЧОО "Сириус-А" по осуществлению охранных услуг», — говорится в решении суда.

Арбитражный суд также пришел к выводу, что, даже не обладая правом досматривать вещи, Ермолов «в данной ситуации вправе был провести осмотр вносимого имущества». А если бы студент отказался показать, что лежит в рюкзаке, мог бы не пустить его внутрь.

«Вход в учебное заведение — это не блокпост и даже не пост досмотра в аэропорту, вооружения у охранников нет и при внезапности нападения шансов обезвредить преступников у охранников практически нет, — говорил на допросе Сергей Андрющенко. — Их функция — своевременно информировать о нападении и, по возможности, задержать продвижение атакующих, давая возможность эвакуировать школьников».

Андрющенко полагает, что к трагедии привела и травля Даниила Засорина со стороны других студентов. Обвиняемый просил следователя допросить одного из преподавателей колледжа, который мог знать об этом.

Адвокат Каро Жамкочян убежден, что единственное нарушение, за которое возможно привлечь Андрющенко к ответственности — оказание охранных услуг с нарушением установленных законом требований (часть 4 статьи 20.16 КоАП, максимальное наказание — штраф до 5 000 рублей).

«Моего подзащитного и охранника хотят сделать крайними в этой ситуации, и указание на сегодняшний день у руководства СК — направлять дело в суд. При том, что все, в том числе и следователь, понимают, что в действиях моего подзащитного нет состава преступления, предусмотренного статьей 238 УК РФ», — говорит защитник.

Он добавляет, что на стадии предварительного следствия от одного из пострадавших был заявлен иск к Андрющенко на два миллиона рублей, у предпринимателя арестовали имущество.

«Просто Сергея [Андрющенко] и охранника сейчас для показухи будут наказывать. Наказать для галочки, вот чего они хотят. Вот мы провели работу, мы нашли виновных, мы их наказали. А до сути, до причин никто докапываться не будет. Самое обидное, что их делают крайними. Главное — отчитаться перед Москвой», — рассуждает брат арестованного предпринимателя Виталий Данилов.

Андрющенко, по словам его брата, утром в день стрельбы был в больнице, но прервал все процедуры, чтобы отправиться на место происшествия. «15-летняя дочь Сергея обучается в том же колледже на первом курсе. То есть Сергей не мог что-то во вред своему ребенку родному сделать, да и предвидеть эту ситуацию никак не мог», — говорит Данилов.

Он рассказывает, что после случившегося «Сириус-А» фактически прекратил свою работу. Сейчас охраной колледжа занимается другой ЧОП, хотя региональные власти утверждали, что собираются заключать контракты на охрану с Нацгвардией.

Комментируя стрельбу в колледже и другие подобные случаи в России, заместитель главы Следственного комитета Игорь Краснов — 20 января президент предложил его кандидатуру на пост генпрокурора — сказал «Коммерсанту», что ограничиваться лишь наказанием виновных было бы неправильно и ведомство пытается «понять суть проблемы и решить ее комплексно». Краснов предложил развивать службы психологического сопровождения, чьи специалисты могли бы предотвращать возникновение проблем «межличностного общения не только в ученической среде, но и на уровне преподавательского состава».

После трагедии в колледже установили турникеты, рассказывает Виталий Данилов, а охранник периодически проверяет рюкзаки студентов ручным металлодетектором. Рамки металлодетекторов там так и не появились.

Редактор: Егор Сковорода

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке