Фото: Вова Жабриков / URA.RU / ТАСС
Два законопроекта, многодетные матери на приеме у Медведева, Андрей Малахов и моральная паника — подводя итоги 2019-го, «Медиазона» не может не вспомнить кампанию по борьбе с никотиносодержащими жевательными смесями, которые стали популярны в России после запрета натурального снюса.
3 декабря премьер-министр и глава «Единой России» Дмитрий Медведев проводил прием граждан в центральной приемной партии. Москвичка Ольга Аксянова рассказала, что как координатор объединения многодетных матерей она мониторит «больше 130 групп в WhatsApp», и в них обсуждается «очень важный вопрос» — «сейчас очень модно и, как мой сын говорит, прикольно употреблять жевательные смеси, которые содержат никотин».
Чтобы оценить масштаб проблемы, продолжала Аксянова, она поручила младшим детям подготовить «доклад» о жевательных смесях: «Когда они мне все рассказали, я ужаснулась, потому что действительно эти жевательные смеси есть в разной форме. Дети начинают употреблять их, не понимая, что они жуют не жвачку, не конфету».
— А они вкусные, эти смеси? Я слышал об этих жевательных смесях, но, откровенно говоря, даже не знаю, как это выглядит. Покажите, — попросил Медведев.
— Посмотрите: вот кусочки яблок.
— Ух ты! Выглядит эстетично. 250 рублей — более-менее доступно.
— Доступно. Со вкусом шоколада, мармелада, — запугивала премьера многодетная мать, рассказывая о пропитанных отравой фруктах («манго, яблоко. Даже я, родитель, не всегда пойму, что там есть никотин») и называя смеси «первым шагом к наркотикам».
Жалуясь на отсутствие законодательной базы для ограничений на продажу смесей, Аксянова, возможно, не знала, что накануне, 2 декабря, группа депутатов от «Единой России» внесла на рассмотрение Госдумы поправки в федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Законодатели предложили скорректировать ФЗ «в части запрета торговли сосательными и жевательными никотиносодержащими смесями».
24 декабря Медведев вспомнил о приходившей на прием москвичке и написал «ВКонтакте», что поручил МВД «пресечь незаконное распространение некурительной никотиносодержащей продукции вне торговых точек, в том числе в интернете», а Роспотребнадзору, СК и прокуратуре — «провести внеплановые выездные проверки для предотвращения возможной реализации в торговых точках такой продукции».
Так накануне Нового года жевательные смеси оказались в России вне закона — хотя закон об их запрете не прошел в Госдуме еще и первого чтения.
Претензии неравнодушных родителей и властей вызвал продукт, продающийся в российских табачных магазинах и супермаркетах — жевательная смесь с никотином и ароматизаторами, но без табака. Классический снюс — измельченный увлажненный табак, известный в Европе с XVII века — появился в России в середине нулевых, но в 2015 году его запретили; торговцам снюсом теперь грозит ответственность по статье 14.53 КоАП (несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями). Вскоре на рынке появились «бестабачные никотиновые смеси», в которых вместо табака используются растительные волокна, пропитанные никотином. Суррогаты продаются под разными названиями: «жевательные смеси», «леденцы с никотином», «бестабачные аналоги шведского белого снюса». В одной коробочке-«шайбе» обычно около 20 пакетиков («пэков») со жвачкой. Поскольку такие смеси не содержат табака, их могут свободно покупать несовершеннолетние.
Ценители говорят, что настоящий снюс имеет выраженный расслабляющий эффект. «Была пьянка, у меня закончились сигареты, а подруга в то время постоянно юзала снюс. Ну, я заложила его под губу, начало пощипывать, и меня резко вмазало в говно минут на 15-20», — рассказывает «Медиазоне» 25-летняя жительница Петербурга Анастасия. Кроме того, по словам девушки, однажды снюс выручил ее в аэропорту, где не было мест для курения. «Он меня тогда спас от никотинового голода», — говорит она.
За короткое время употребление снюса и заменивших его смесей породило своеобразную субкультуру. В августе 2019 года малоизвестный рэпер Lil Bourbon выпустил альбом «Министерство снюсных дел». «Шайбу за шайбой весь вечер я кидаю, шайбу за шайбой кидать не перестану», — поет он на одном из треков. «Снюс лайф, мэн», — говорится на другом. Во «ВКонтакте» кроме посвященной снюсу музыки можно найти множество пабликов с мемами об употреблении смеси; например, сообщество «ПАЦАНЫ И СНЮС» насчитывает 350 тысяч подписчиков. В инстаграме снюс рекламирует андеграундный рэпер Паша Техник: «Люблю с утра ******* [внедрить] @corvus_russia, с наступающим всех». В телеграме тоже есть тематические каналы («МЕМЫ И СНЮС» и «СНЮСНАЗДОР», у них 32 тысяча и 25 тысяч подписчиков соответственно) и чаты.
Только за декабрь 2019 года в российских медиа появилось более двух десятков сообщений об отравлениях несовершеннолетних снюсом — по данным местной прессы, пострадали школьники из Барнаула, Башкортостана, Оренбургской области, Крыма, Екатеринбурга, Краснодарского края, Чувашии. Моральная паника вокруг снюса распространилась не только в России — например, о смесях много писали в Казахстане. 20 декабря в стране ввели временный запрет на ввоз и продажу снюсов. Ограничить продажу жевательных смесей предлагают и в Беларуси.
«Когда дети и подростки начинают массовое употребление психоактивных веществ — надо сразу говорить об эпидемии. Сейчас уже можно говорить об эпидемической вспышке употребления никотина. Пока мы боролись всем миром с сигаретами, производители табачной продукции придумали другую систему доставки никотина в организм», — говорил главный нарколог Минздрава Евгений Брюн и добавлял, что «уже зафиксированы случаи психических расстройств».
К концу года в обсуждении проблемы снюса зазвучали откровенно истерические нотки. 20 декабря телепередача Андрея Малахова «Прямой эфир» вышла под заголовком «Кто подсаживает детей на опасные смеси?». В начале ведущий рассказал, что в редакцию программы несколько месяцев подряд поступают звонки и письма со всей России. «Учителя и родители пишут нам, что рядом со школами продают, а иногда предлагают попробовать бесплатно конфеты, которые содержат критическую для детского организма дозу никотина», — говорил Малахов.
Вскоре кампания против снюса перешла в силовую стадию. В Перми Роспотребнадзор отчитался об аресте 44 партий жевательной смеси. В Нижегородской области Следственный комитет возбудил дело о продаже снюса по статье 238 УК (сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей). В Югре прошли массовые рейды по торговым точкам, замеченным в продаже смесей. В поселке Красное-на-Волге Костромской области полицейске провели акцию «Скажи снюсам НЕТ». В Дагестане управление МВД устроило встречу со школьниками, чтобы рассказать им о вреде снюса и насвая. Красноярская прокуратура потребовала заблокировать сайты, торгующие смесями. «Известия» назвали снюс «новым спайсом». Тульский Роспотребнадзор призвал жителей сообщать о магазинах, где торгуют снюсом и никотиновыми леденцами. «Мероприятия по снюс-контролю будут проводиться и в праздничные дни», — предупреждало накануне Нового года местное издание «Молодой и Ко».
Пока федеральный закон не принят, власти регионов запрещают продажу безтабачных смесей на местном уровне — ограничения уже действуют в Челябинской, Калужской, Амурской, Ульяновской, Ленинградской, Владимирской и Вологодской областях, Адыгее и Ямало-Ненецком Автономном округе. В некоторых регионах (например, на Ставрополье) продажу снюса запретили полностью, в других (таких, как Татарстан и Удмуртия) запрет коснулся только несовершеннолетних. Одним из первых регионов, где начали обсуждать запрет на продажу снюса, стал Башкортостан. После отравления смесью 11-летнего мальчика глава республики Радий Хабиров потребовал от владельцев магазинов в течение 24 часов «убрать эту дрянь с прилавков».
28 ноября депутаты от КПРФ Ольга Алимова и Вера Ганзя внесли в Годсуму первый законопроект о запрете на распространение «аналогов насвая и снюса». Снюс, утверждали они в пояснительной записке, «по своему действию — наркотик-психостимулятор», а «психотропное действие снюса на головной мозг быстро вызывает развитие физической и психической никотиновой зависимости». При отказе от смесей наступает «ломка от снюса», уверяли Алимова и Ганзя. «Проявления ломки сопровождается болезненным желанием принять наркотик снюс, чтобы улучшить физическое и психологическое самочувствие», — писали они.
Авторы законопроекта считают, что «производители, именуя снюс в процессе производства, например, "никотинсодержащей смесью", "чистым никотином" и т.д., де-юре соблюдая закон, де-факто продолжают выпуск данного легкого наркотика».
«Самый крепкий снюс содержит 68 мг [никотина] — для детского организма это просто убойная доза», — подчеркивала Ганзя в комментарии для «Газеты.ру».
После внесения инициативы на рассмотрение Госдумы депутатка рассказала, что ей поступают угрозы. «Один тип написал с матами: "Вы знаете, что такое снюс? Если вы его запретите, то вам такая будет. Забудете собственное имя. Так что подумайте". Как только я прочитала, он удалил, а потом написал спустя какое-то время: "Вы подумали?" — и тут же удалил», — приводил слова Ганзи «Коммерсант». По утверждению коммунистки, ее предупреждали, что за торговлей снюсом «стоит мощная мафия».
Ганзя и Алимова предлагали дополнить часть 8 статьи 19 федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма» следующими словами: «...равно как и любыми сосательными и жевательными смесями, содержащими никотин и/или его производные, а также любой аналогичной по своему воздействию на человеческий организм продукцией».
В законопроекте, внесенным спустя несколько дней группой единороссов, содержится менее широкая формулировка: «...равно как и любыми сосательными и жевательными смесями, содержащими никотин и (или) его производные».
При этом 17 декабря, комментируя инициативу Алимовой и Ганзи, замглавы фракции единороссов в Госдуме Андрей Исаев сказал, что партия считает «существующие антитабачные ограничения в законодательстве РФ достаточными и не поддерживает инициативу полностью запретить торговлю никотиносодержащими смесями».
23 декабря стало известно, что к обсуждению запрета снюса подключился и Совет Федерации. В верхней палате рассказали, что планируют направить в правительство обращение с просьбой приостановить продажу никотиносодержащих изделий до принятия законопроекта. Уже на следующий день премьер Дмитрий Медведев дал соответствующее поручение МВД.
«Меньше чем за год превратили снюс в наркотик, дискредитировали само слово снюс, привели на этот тихий рынок контрабанды все государственные структуры плюс спецназ, телевидение, яжематерей и всех остальных неравнодушных, просто ****** [капец] гении маркетинга», — подвел итоги года участник одного из посвященных снюсу телеграм-чатов в конце декабря.
Редактор: Дмитрий Ткачев.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке