Как кепка мелочи превратилась в 19,5 тысяч евро. ЕСПЧ присудил Эдуарду Лимонову компенсацию за штраф по иску Юрия Лужкова
Александр Бородихин
Статья
26 ноября 2019, 12:06

Как кепка мелочи превратилась в 19,5 тысяч евро. ЕСПЧ присудил Эдуарду Лимонову компенсацию за штраф по иску Юрия Лужкова

Эдуард Лимонов в 2008 году. Фото: Андрей Стенин / Коммерсант

Европейский суд по правам человека присудил 19,5 тысяч евро компенсации лидеру запрещенной Национал-большевистской партии и организатору «Маршей несогласных» Эдуарду Лимонову. Он жаловался на решение Бабушкинского суда Москвы, в 2007 году оштрафовавшего его на 500 тысяч рублей за слова о подконтрольности московских судов мэру Юрию Лужкову.

«Страсбургский суд собрал документы по жалобе Лимонова», — сообщило агентство «Интерфакс» 1 ноября 2010 года. В новости уточнялось, что адвокат писателя Дмитрий Аграновский «не стал предполагать, в какие сроки Европейский суд примет решение по жалобе Лимонова». Защитник не зря воздержался от прогнозов: ЕСПЧ рассмотрел жалобу №29088/08 «Савенко против России» только осенью 2019 года — через 11 с половиной лет после ее подачи в июне 2008-го.

Выступление

2007 год — время объединивших российскую оппозицию протестных «Маршей несогласных». Национал-большевистская партия входила тогда в широкую коалицию, получившую название «Другая Россия». Лидер НБП Эдуард Лимонов рукводил ею на равных с либералами Гарри Каспаровым и Михаилом Касьяновым. «Вот уж действительно чудо-тройка! Было совершенно очевидно, что что-то изменилось: возможно, даже не сам Лимонов, а его место на политической сцене», — удивлялся биограф писателя Эммануэль Каррер. И тут же цитировал коллегу-журналиста: «Если он когда-нибудь дорвется до власти, то в первую очередь перестреляет их всех».

Но власть добралась до Лимонова первой: весной 2007 года партию с заявленной численностью 56 тысяч человек признали экстремистской и запретили. НБП тогда хотела участвовать в выборах в Госдуму, но официальной регистрации в Минюсте так и не добилась, а на отказ ответила красочными акциями, которые и дали формальный повод для запрета.

4 апреля, за пару недель до запрета партии, Лимонов в эфире передачи «Итоговый выпуск» «Радио Свобода» комментировал решение Тверского суда, который утвердил запрет на очередной «Марш несогласных» в Москве. Писатель неосмотрительно заметил: «Московские суды подконтрольны Лужкову. Тут ожидать какого-либо чуда... Вообще, в московских судах антилужковские решения никогда не принимались». Юрий Лужков, до отставки которого с поста московского мэра оставалось еще два года, на слова Лимонова отреагировал резко и подал в московский суд иск о защите чести и достоинства.

Суд

Иск Лужкова поступил в Бабушкинский суд Москвы осенью 2007-го. Настроение Лимонова читается по заголовкам его ноябрьских статей: «Все очень серьезно», «Хватит сопли жевать», «Каждая глотка понадобится». «Мэр хочет взыскать с меня 500 тысяч рублей. На мой взгляд, мэр хватил лишку, — объяснял писатель. — У меня на иждивении больная мать с парализованными ногами на Украине и двое детей».

Рассматривавшая иск судья Татьяна Чернышева заслушала показания шести свидетелей. «Свидетели Галкин, Бураков, Тюленев, Скворцов, Чечель и Езерская принесли в крошечный зал суда свою боль и разочарование судебной системой г. Москвы и условиями жизни в г. Москве, — рассказывал писатель. — Свидетельства этих людей приоткрыли завесу над морем человеческих несчастий, и, признаюсь, было временами тяжело слушать, тяжело находиться в зале». Чернышева встала на сторону «короля иска», как называл Лужкова журнал «Власть», и оштрафовала на 500 тысяч рублей и Лимонова, и «Радио Свобода».

Следующие два месяца оказались для лидера НБП непростыми. 14 ноября — 500 тысяч штрафа. 2 декабря — выборы в Госдуму, которые выигрывает «Единая Россия». 10 декабря — в подмосковном Серпухове умирает жестоко избитый нацбол Юрий Червочкин. 24 декабря — последний «Марш несогласных», все лидеры жестко задержаны. 7 февраля — решение Бабушкинского суда утверждено Мосгорсудом.

Впрочем, Лимонов быстро придумал, как сохранить лицо, формально выполнив требование истца: он объявил сбор мелочи на штраф. «Помогите небогатому писателю, но честному человеку расплатиться с мэром, — написал он. — У всех, кроме самых нищих, есть, наверное, банки, куда собираются медные монеты. Пожертвуйте, пожалуйста, свои медные копейки господину Лужкову. Дадим ему то, что он отсудил в ни в коем случае не подконтрольном ему суде, но дадим медью, мелочью. Это будет наш с вами молчаливый социальный протест: пятьсот тысяч рублей мелочью».

Штраф

«Радио Свобода» через пару месяцев выпустило опровержение слов Лимонова, которые суд признал «не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова». Приключения самого писателя тем временем только начинались.

«Потом пришли приставы описывать у Эдуарда имущество, — вспоминает в беседе с "Медиазоной" давний соратник Лимонова Николай Авдюшенков. — Описали у него там, по-моему, стол, книги и пишущую машинку — но ничего не изъяли, потому что это средства производства».

«В четверг я заберу у них копию описи и пойму, что во сколько оценили. Пока я знаю только общую стоимость моего имущества — 14 850 руб», — хвастал своим аскетизмом Лимонов. Он попросил о рассрочке платежа, но получил отказ.

«Мы подумали: мэр требует у писателя денег, как нищий с кепочкой, а так как все Лужкова знают как человека с кепкой, решили сделать вот так, — рассказывает Авдюшенков. — Решили сделать кепку из старых [газет "Лимонка"], а мелочь — Эдуард написал у себя, типа, я ему ничего не буду платить, пускай москвичи, если хотят, ему мелочью заплатят. Вся мелочь, которая на видео — это то, что Эдуарду приносили москвичи».

На видеозаписи активисты новой партии Лимонова «Другая Россия» и движения «Смена» (угадываются лица будущего фигуранта «болотного дела» Константина Лебедева и блогера Станислава Яковлева) горстями ссыпают в огромную черную «кепку» у дверей мэрии мелкие монеты. «Кепку я делал из старых "Лимонок", типа папье-маше, — добавляет Авдюшенков. — С Эдуардом [подготовку к акции] не обсуждали; сказали: "Эдуард, дайте мелочь"».

Полицейские задержали одного участника акции, но вскоре отпустили его.

Жалоба

«Заявитель, Эдуард Вениаминович Савенко, гражданин России, родился в 1943 году и проживает в Москве. Заявитель — писатель, публикующийся под псевдонимом Лимонов, и видный оппозиционный политик», — представляет Европейский суд автора жалобы.

«Дело "Савенко против России" было внесено в Европейский суд 2 июня 2008 года и ожидает решения с 18 июня, — рассказывала РИА "Новости" представительница пресс-службы суда. — К сожалению, число дел, ожидающих решения, сейчас приближается к 100 тысячам, и срок принятия решения составляет три года».

Материалы по жалобе Лимонова ЕСПЧ потребовал у России даже быстрее — ровно через два года. Решения пришлось ждать еще девять лет. За это время изменилось немногое: дело об убийстве Червочкина до сих пор не раскрыто, «Единая Россия» по-прежнему удерживает большинство в Думе — впрочем, Юрия Лужкова сменил Сергей Собянин.

В итоге в своем решении ЕСПЧ указал на нарушение права на свободу выражения мнения (статья 10 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека) и присудил Лимонову компенсацию — 19,5 тысяч евро.

Редактор: Дмитрий Ткачев

Исправлено в 14:19 Добавлена ссылка на расшифровку беседы с Лимоновым на сайте «Радио Свобода».