Выборы-212. Как кампания независимых кандидатов в Мосгордуму закончилась уголовным делом о массовых беспорядках
Елизавета Пестова
Статья
30 июля 2019, 19:29

Выборы-212. Как кампания независимых кандидатов в Мосгордуму закончилась уголовным делом о массовых беспорядках

Протестующие у здания мэрии Москвы. Фото: Петр Кассин / Коммерсант

​Следственный комитет возбудил уголовное дело о митинге в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму по статье «массовые беспорядки» (212 УК). «Медиазона» напоминает, как начиналась и развивалась предвыборная кампания, завершившаяся предсказуемым вмешательством силовиков.

​13 июля несколько оппозиционных кандидатов в депутаты Московской городской думы объявили, что избирательные комиссии забраковали их подписные листы, из-за чего им могут отказать в регистрации на выборах. Юрист Фонда борьбы с коррупцией и генпродюсер канала «Навальный LIVE» Любовь Соболь, которая баллотировалась в 43-м округе, объявила голодовку. Кандидаты настаивали, что проверка подписей проходила с нарушениями. 

На следующий день, 14 июля, в Новопушкинском сквере в центре Москвы прошла первая акция с требованием регистрации независимых кандидатов. К вечеру протестующие переместились к зданию Мосгоризбиркома, где установили несколько палаток, после чего их начала разгонять полиция. В итоге были задержаны 39 человек, в том числе сами кандидаты — Илья Яшин, Любовь Соболь, Иван Жданов, Юлия Галямина и Андрей Орел. Нескольким участникам акции после задержания понадобилась медицинская помощь. «Медиазона» записала рассказ одного из них, избитого в автозаке студента Петра Пузикова. 

После этого кандидаты пообещали проводить на Трубной площади акции до тех пор, пока их не зарегистрируют.

15 июля митинг в поддержку их требований собрал несколько сотен человек. 

16 июля Мосгоризбирком объявил, что в регистрации отказано 27 кандидатам, в том числе оппозиционеру Илье Яшину, муниципальному депутату Константину Янкаускасу, директору ФБК Ивану Жданову, Любови Соболь, Дмитрию Гудкову и Юлии Галяминой. Заместитель председателя ЦИК Николай Булаев назвал выдумкой сообщения независимых кандидатов о нарушениях в избиркомах. «Все подобные истории вбрасываются для того, чтобы вывести людей на улицы», — говорил он. Двоих задержанных 15 июля на Трубной суд отправил под административный арест.

17 июля на Трубной состоялась еще одна акция

20 июля на проспекте академика Сахарова прошел согласованный митинг в поддержку кандидатов. По данным «Белого счетчика», на него пришли 22,4 тысяч человек. Полиция привела другую цифру — 12 тысяч. На акции задержали шесть человек. Политик Алексей Навальный тогда призвал протестующих выйти к мэрии 27 июля. 

С 22 июля незарегистрированные кандидаты начали проводить у мэрии Москвы одиночные пикеты с требованием допуска к выборам. В тот день полиция задержала Ивана Жданова, но быстро отпустила. 

23 июля с незарегистрированными кандидатами встретилась глава ЦИК Элла Памфилова. Оппозиционеры потребовали допустить до выборов всех. 

Утром 24 июля полиция задержала Алексея Навального, когда он вышел из дома на пробежку На политика составили протокол по части 8 статьи 20.2 КоАП (повторное нарушение правил проведения митинга) за анонс акции у мэрии. Поздно вечером Симоновский районный суд назначил ему 30 суток административного ареста. В тот же день Памфилова сказала, что снятие независимых кандидатов в Мосгордуму на самом деле выгодно Навальному. «Это его цель, его задача: чем хуже, тем лучше, все это лукавое действо в помощь и поддержку, на мой взгляд, прямо противоположную цель имеет», — рассуждала глава ЦИК.

В тот же день Следственный комитет возбудил уголовное дело о воспрепятствовании работе избирательных комиссий (статья 141 УК) из-за акций протеста около «зданий и помещений Мосгоризбиркома». Около десяти часов вечера с обыском пришли к Ивану Жданову, Дмитрию Гудкову и еще нескольким кандидатам, которых не оказалось дома. Жданова в итоге увезли в Следственный комитет, а Соболь, Галямину и Геннадия Гудкова вызвали на допрос. 

25 июля в Мосгоризбиркоме прошло рассмотрение апелляции на отказ в регистрации Любови Соболь. После очередного отказа она осталась в здании МГИК и потребовала встречи с Памфиловой. Ночью охранники вынесли ее из помещения вместе с диваном на улицу, где кандидата сразу же задержали полицейские. Позже член городского избиркома Дмитрий Реут объяснил поведение охранников так: «Наша охрана, она вынесла не Соболь, она вынесла диван, чтобы паразитов вытряхнуть, клопов и прочих. Ее не трогали пальцем. Она сидела на диване, а диван вынесли». 

Утром 27 июля мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что оппозиция собирается устроить «серьезные провокации» на митинге. Первоначально протестующие планировали собраться у мэрии на Тверской улице, но полиция перекрыла проход к зданию. В итоге участники акции собирались в Столешниковом и Брюсовом переулках, у памятника Юрию Долгорукому напротив мэрии и на Арбате. Перед началом митинга задержали Соболь, Жданова, Яшина и Галямину. К вечеру их отпустили, и кандидаты поехали к протестующим на Трубную площадь. Там их снова задержали. По данным «ОВД-Инфо», всего в этот день в Москве были задержаны 1 388 человек; ОМОН и Нацгвардия жестко разгоняли людей и били их дубинками. «Медиазона» вела онлайн с акции. После митинга кандидаты анонсировали еще одну акцию протеста — 3 августа. 

28 июля полицейские задержали Дмитрия Гудкова, который покупал в супермаркете продукты для задержанных, оставшихся на ночь в ОВД. В полиции Москвы рассказали, что более 600 задержанных накануне «не являются жителями Москвы».

Федеральное телевидение не освещало протесты и задержания в новостях, но 28 июля сюжеты о митинге появились в программе «Вести-Москва. Неделя в городе», «Воскресном вечере с Владимиром Соловьевым» и итоговом выпуске «Сегодня». «Медуза» приводила пересказ этих передач. Так, Соловьев говорил, что протестующие «выбирают путь неподчинения закону» и пытаются «оказать давление на закон». «Власть себя вела в высшей степени корректно», — подчеркивал ведущий.

29 июля стало известно, что Следственный комитет возбудил уголовное дело против одного из участников митинга — Евгения Коваленко, который, по версии следствия, кинул в бойца Нацгвардии мусорный бак (часть 1 статьи 318 УК). Мещанский районный суд отправил его в СИЗО. 

В течение всего дня московские суды рассматривали административные протоколы, составленные в отношении задержанных 27 июля: часть из них отпустили под обязательно о явке, некоторых оштрафовали, Илья Яшин получил 10 суток административного ареста, Константина Янкаускаса арестовали на семь суток, Александра Соловьева — на восемь. Нагатинский суд, где на рассмотрение одного материала отводили по пять минут, решил заседания перенести

Днем 30 июля Сергей Собянин назвал акцию 27 июля «массовыми беспорядками», которые были заранее спланированы и подготовлены.

Через несколько часов после этого Следственный комитет действительно сообщил о возбуждении уголовного дела о массовых беспорядках на акции 27 июля (части 1, 2, 3 статья 212 УК). Следователи считают, что накануне акции некая группа людей призывала москвичей выходить на нее, «заведомо допуская, что данные действия могут спровоцировать массовые беспорядки». В результате участники демонстрации прорвали оцепление, вышли на проезжую часть Садового кольца и парализовали движение транспорта, а «также совершили иные противоправные действия». Кроме того, по данным источника ТАСС, СК возбудил еще два дела о применении насилия к бойцам Нацгвардии.