«Под фээсбэшной крышей». Избитые активисты проекта «Росдержава» могут стать фигурантами дела о хулиганстве
Елизавета Пестова
Статья
26 марта 2019, 11:10

«Под фээсбэшной крышей». Избитые активисты проекта «Росдержава» могут стать фигурантами дела о хулиганстве

Кадр из видеозаписи, на которую попал момент конфликта

20 марта в Москве в офисе группы компаний «Серконс» избили троих корреспондентов проекта «Росдержава», которые пришли туда, чтобы проверить жалобу бывшей сотрудницы на незаконное увольнение. Двоих из пострадавших госпитализировали, один из них остается в больнице до сих пор. Заместитель главного редактора «Росдержавы» Ян Кателевский предполагает, что избитые сами могут стать обвиняемыми по уголовному делу о хулиганстве (статья 213 УК).

«Вот кровь, кровь на этой машине… Видно пятна… О-о-о, ни фига себе. Ребята мне скидывали фотки, как они пострадали. Боюсь, не пройдет в ютьюбе такая жесть», — говорит на YouTube-трансляции блогер Борис Иванов, приехавший на место происшествия. В кадре — парковка в промзоне и невысокое офисное здание; оператор наводит камеру на следы крови на асфальте рядом с машинами. Собравшиеся на парковке люди что-то возбужденно обсуждают. «Ребята», о которых идет речь, — это активисты из проекта «Движение» Андрей Орел, Александр Дорогов и Павел Цыбуляк.

Участники «Движения» пишут, что занимаются «наблюдением за нарушителями всех уровней власти, полицией, чиновниками, наглецами» и «контролем работы полиции и совместными рейтингами». Они публикуют ролики на одноименном YouTube-канале. В 2017 году активистов «Движения» задерживали за съемку у гаража особого назначения в центре Москвы, а в 2018 году — за акцию против уплотнительной застройки. Тогда Орел получил 15 суток административного ареста за неповиновение полиции (статья 19.3 КоАП). 

«Нельзя жить по закону Российской Федерации», или Приключения диктофона в ОВД и городском суде Раменского

Последние полтора года активисты выкладывают свои съемки на сайте «Росдержава», зарегистрированном как СМИ.

Конфликт, развязку которого можно увидеть в трансляции Иванова, начался с обращения в «Росдержаву» работницы отдела кадров «Пожарной сертификационной компании» (входит в группу компаний «Серконс») Алины Черкасовой. Заместитель главного редактора сайта Ян Кателевский рассказывал, что она пожаловалась на невыплату зарплаты; по утверждению Черкасовой, ее заставляли написать заявление об увольнении, заблокировали электронный пропуск и даже избили. 

«Естественно, не поверив на слово, я дал редакционное задание журналистам, чтобы они отправились в данную контору. "Серконс", "ПромМаш Тест" — одна и та же контора. [Корреспонденты собирались] выяснить, взять интервью у руководителя [компании] или посмотреть по факту, что там вообще происходит», — объясняет Кателевский. Группа компаний «Серконс», о которой говорит активист, работает в сфере сертификации и занимается экспертизами промышленной и пожарной безопасности. На ее сайте упоминаются и «Пожарная сертификационная компания», и «ПромМаш Тест».

20 марта трое корреспондентов «Росдержавы» — Орел, Дорогов и Цыбуляк — вместе с Черкасовой поехали в офис «Серконс» на Дубининской улице в Москве. Андрей Орел вспоминает, что на лестничной площадке в офисе они встретили одного из руководителей компании, который «начал очень переживать, что идет съемка». По словам Орла, мужчина выбил у Дорогова из рук камеру, а потом принялся избивать его. Затем в коридоре появилось еще несколько сотрудников компании. «Нас уже начали, скажем так, убивать. [Потом] на улице уже всех повалили и начали бить ногами», — говорит Орел. 

Все это время Черкасова была вместе с активистами. В трансляции Иванова она говорит, что ее избил учредитель группы компаний «Серконс» Исхан Бозкурт: «Он схватил меня за волосы и начал бить головой о вот эту красную машину. Потом повалил, и за меня вступилась сотрудница...». Окончание инцидента попало на видео. Сначала на съемке видно, как у человека в желтом жилете с надписью «Пресса» отбирают камеру, а затем —  как мужчина в черном бьет по голове девушку, похожую на Черкасову; она падает на землю у ярко-красного автомобиля. Ян Кателевский отмечает, что активистов также ограбили: помимо видеотехники, у них отобрали документы и кошельки с деньгами и картами. 

«Они, мне кажется, просто посчитали, что это частная собственность, что они могут делать все, что хотят. Вот они так нам говорили: "Это частная собственность, мы вам сейчас устроим",  — рассказывал третий пострадавший Павел Цыбуляк. — [Били] обычные работники, в голубых рубашечках, в брючках, приглаженные, прилизанные». 

«Подонки, больше 20 человек»

В результате избиения пострадали все трое корреспондентов «Росдержавы», они зафиксировали побои. Еще в офисе «Серконс» Александру Дорогову сломали нос, а Андрея Орла ударили в лицо. Обоих госпитализировали. Орел рассказывает, что у него диагностирована черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, а также множественные гематомы на голове и теле. Орел уже выписался из больницы и сейчас находится «не в России на реабилитации». 25 марта на канале «Столица мира» вышло интервью с Орлом: в начале беседы он жалуется, что ему больно говорить, «все тело как синяк». Под глазом у активиста виден большой черный синяк. 

«Ваши дни сочтены, мы придем вас судить 5 ноября». Как в Раменском городском суде оправдывались за скандальную аудиозапись

Александр Дорогов пока остается в больнице. По словам Яна Кателевского, он «в не очень хорошем состоянии» переведен в неврологический отдел, у него подозрение на смещение позвонков. Кателевский отметил, что Дорогову еще не назначили лечение: «Под капельницей лежит, передвигаться практически не может». На YouTube-канале «Движения» опубликовано видео с Дороговым в больнице. На записи на лице у него видны синяки, кровоподтеки и зеленка. «Что случилось? Подонки, больше 20 человек… <...> Мне скорая помощь вставила на место нос, он так хрустнул, что я аж испугался», — слабым голосом говорит активист. 

Днем 20 марта в телеграм-канале «Сила Движения» сообщалось, что по больнице «свободно гуляет часть бандитов, нападавших на Орла и Дорогова». «27-е отделение (Первой Градской больницы имени Пирогова — МЗ), "травма", 408 палата. Не у каждой палаты сидит охранник. Да-да, после нашей публикации о том, что боевики "Серконса" под видом больных свободно шастают по палатам, к 408 палате посадили охрану. Это не мешает попадать в палату всем подряд, но хотя бы, если начнут бить и убивать, кто-то это услышит», — говорится в другом после от 24 марта.

«Якобы наши ребята целенаправленно пришли туда устраивать дебош»

Ян Кателевский утверждает, что в избиении сотрудников «Росдержавы» принимали участие гендиректор компании «ПромМаш Тест» (также входит в ГК «Серконс») Алексей Филатчев и его брат. По его словам, братья Филатчевы — бывшие сотрудники ФСБ. 

«Глава "Серконса" [Ихсан] Бозкурт специально нанимал этих людей, бывших фээсбэшников, для того, чтобы уходить от налогов, получать лицензии, получить эксклюзивное право на сертификацию по линии ФСБ, сделать кучу филиалов... Самое там главное — именно то, что они находятся под фээсбэшной крышей. Ну, это голословное заявление, доказательств пока никаких нет», — заключает Кателевский. 

Сотрудники «Серконс» написали на сотрудников «Росдержавы» заявление. 25 марта полицейские сообщили Павлу Цыбуляку, что по их заявлению в отношении неустановленных лиц возбудили дело о хулиганстве (статья 213 УК). Кателевский предполагает, что Дорогов, Орел и Цыбуляк могут оказаться фигурантами этого дела. «Не стопроцентное подтверждение, но 99% есть. Якобы наши ребята целенаправленно пришли туда устраивать дебош, — добавляет Кателевский. — По нашему заявлению ничего не возбуждено, никаких ответов нет пока». 

«Медиазона» пыталась связаться с пресс-службой «Серконс» по номеру, указанному на сайте, однако сотрудница компании сказала, что ничем не может помочь, так как пресс-службы не существует.