Решение ЕСПЧ по делу Pussy Riot вступило в силу. Адвокат Ирина Хрунова — о дальнейших шагах российского правосудия
Александр Бородихин
Статья
11 декабря 2018, 9:59

Решение ЕСПЧ по делу Pussy Riot вступило в силу. Адвокат Ирина Хрунова — о дальнейших шагах российского правосудия

Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Митя Алешковский / ИТАР-ТАСС

Европейский суд по правам человека отклонил просьбу российских властей передать в Большую палату решение по делу участниц панк-группы Pussy Riot, которые подали жалобу на приговор за «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. Решение вступило в силу. Адвокат международной правозащитной группы «Агора» Ирина Хрунова рассказывает, как на практике будет исполняться решение ЕСПЧ, и ждет ли нас второй процесс Pussy Riot.

— Какие процессуальные шаги будут предприняты после того, как ЕСПЧ отклонил запрос о передаче дела в Большую палату?

— Это лишь означает, что решение вступило в законную силу, поэтому есть три месяца, чтобы начать его исполнение. В принципе, три месяца — это однозначная цифра, [срок], в течение которого наш Минюст вместе с Минфином должны выплатить денежные средства. Они не могут отправить их на деревню дедушке, мы должны представить по заявительницам копии счетов, по которым они должны будут получить деньги. Это половина выполненной работы.

«Панк-молебен» в ЕСПЧ. Pussy Riot отсудили у России почти 50 тысяч евро за нарушения в своем деле

ЕСПЧ единогласно признал, что в ходе разбирательства было нарушено право заявительниц на гуманное обращение (статья 3 Европейской конвенции по правам человека), личную неприкосновенность (статья 5) и справедливый суд (статья 6). Нарушение права на свободу самовыражения (статья 10) было признано шестью голосами против одного. Алехина и Толоконникова получат по 16 тысяч евро компенсации, Самуцевич — 5 тысяч. Также заявительницам положена компенсация судебных расходов в размере 11 тысяч 760 евро.

Далее, если Европейский суд признал нарушение какой-то из статей [Европейской конвенции по правам человека], которое влечет отмену приговора, тогда мы можем рассмотреть приговор в Верховном суде РФ. Это можно сделать разными способами. Вообще, эта практика налажена у Верховного суда, и они сами отслеживают все решения ЕСПЧ, которые вступили в законную силу, сами их переводят и сами вносят к рассмотрению.

— То есть в течение трех месяцев Верховный суд должен заметить это решение и назначить дату повторного рассмотрения?

— Можно сказать так, да. Естественно, решение суда будет аннулировано Верховным судом, он будет смотреть, в какой части приговор был признан незаконным и несправедливым. По этому они будут смотреть, подлежит ли приговор отмене.

— Вы будете сами обращаться с просьбой направить представление в президиум Верховного суда?

— Мы еще пока не решили. Мы подождем президиума, а если дело не будет сдвигаться с мертвой точки, тогда сами обратимся.

— Какие существуют варианты развития событий после того, как Верховный суд внесет решение к рассмотрению?

— От нуля до бесконечности. У Верховного суда есть большое количество возможных вариантов. Они могут второй процесс устроить и провести его таким образом, чтобы не было таких нарушений, которые описаны в решении ЕСПЧ, и назначить то же самое наказание. И так далее.

— Если Верховный суд отказывается отменять приговор, у вас остается возможность опротестовать это решение?

— Конечно, тут есть четкое понимание. Решения Европейского суда и их исполнение отслеживает специальный орган, поэтому мы имеем возможность туда обратиться. Комитет министров [Совета Европы].

— А может быть вариант, как в случае с ЮКОСом, когда Верховный суд отказался пересматривать дело и направил его в Конституционный суд?

— Может быть. Мне трудно комментировать, я не знаю, как Верховный суд поступит. Это очевидно нестандартное дело, оно стоит в том же ряду, что и «Кировлес». Это знаковое дело, которое повлияло на судебную систему и правоприменение в Российской Федерации. На секундочку, они были осуждены за хулиганство — теперь все-таки появилась специальная статья, она была под них и сделана.

Я понимаю, что к этому делу будет приковано большое внимание как журналистов, так и суда, потому что здесь нужно сделать определенные действия, которые с одной стороны помогли бы исполнить решение суда, и в то же время не уронили бы значение судебной власти. Посмотрим, как они будут действовать. Любые варианты возможны.