Во время трансляции «прямой линии с Владимиром Путиным» в 2018 году. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроекты, которые частично исключают уголовную ответственность за возбуждение ненависти либо вражды (часть 1 статьи 282 УК). Теперь за впервые совершенное нарушение ответственность будет административной, а уголовное наказание будет грозить только за повторный проступок в течение года. «Медиазона» отвечает на главные вопросы по поводу предстоящих изменений.
Меняется только часть 1 статьи 282 УК — это публичное разжигание ненависти или унижение человечесткого достоинства. Публичность в данном случае включает в себя публикации в интернете — так называемые дела за репосты. Теперь за первое такое нарушение вводится административная ответственность по новой статье 20.3.1 КоАП (штраф от 10 до 20 тысяч рублей либо до 100 часов обязательных работ, либо арест на срок до 15 суток).
Если в течение одного года после административного наказания по новой статье подобное нарушение будет совершено еще раз, за это будет грозить уголовная ответственность, как раньше (штраф 300-500 тысяч рублей либо 1-4 года принудительных работ, либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет).
Нет. Глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков на вопрос «Медиазоны» о том, будут ли за один пост (или картинку) составлять по одному административному протоколу (сейчас одно уголовное дело может быть возбуждено сразу по нескольким постам), ответил, что такое «вполне может быть». Но это не значит, что сотрудники Центра «Э» смогут просто найти два поста и привлечь человека к административной, а потом (за повторное нарушение) сразу и к уголовной ответственности. Второе нарушение должно быть совершено (пост должен быть размещен) в течение года уже после привлечения к административной ответственности по первому делу.
Адвокат «Агоры» Алексей Глухов заметил, что, исходя из практики по статье 20.3 КоАП (демонстрация нацистской символики), в одном деле может быть как одна, так и несколько картинок.
Мария Мотузная, обвиняемая по части 1 статьи 282 УК:
«Когда полгода длится весь этот кошмар, тебя изматывают донельзя, а потом делают вид, что смилостивились и мне нужно быть довольной? Да и не верится, что сотрудникам Центра "Э" это даст красный свет».
Да, причем в таких делах дата публикации вообще не будет иметь значения. Сейчас по части 1 статьи 282 УК срок давности составляет шесть лет с момента фактической публикации поста в интернете. В КоАП таких ограничений нет — протокол могут составить даже за пост десятилетней давности, потому что срок (один год) отсчитывают не с момента публикации, а с момента выявления правонарушения.
Когда закон будет принят, расследуемые уголовные дела по части 1 статьи 282 будут прекращены и появится возможность отменить уже вынесенные приговоры, потому что новые поправки имеют обратную силу. После закрытия уголовных дел их, по словам главы профильного комитета Госдумы Павла Крашенинникова, могут переквалифицировать на административные. Опять же, сроков давности привлечения к административной ответственности в этом случае фактически нет.
Скорее всего, новых уголовных дел в этот период не будет! Чиков отмечает, что сейчас новые дела об экстремизме в интернете находятся в подвешенном состоянии из-за правовой неопределенности. С одной стороны, законопроекты Путина однозначно примут — то есть, даже если новое дело по части 1 статьи 282 УК возбудят, то потом его все равно придется закрывать. С другой стороны, административные дела заводить пока нельзя — статья 20.3.1 КоАП вступит в силу только вместе с новым законом.
Это не значит, что сейчас можно безнаказанно постить любой контент в интернете. Как уже было сказано, сроков давности по административным делам не будет.
Любовь Калугина, обвиняемая по части 1 статьи 282 УК:
«Конкретно мне этот закон вряд ли поможет. Во-первых, мое дело до конца месяца будет передано в суд, если нам с адвокатом не удастся добиться его закрытия. Судопроизводство у нас, конечно, долгое, но в отместку за шум в СМИ для меня его могут ускорить, чтобы протащить меня по уголовной статье до вступления закона в силу. Во-вторых, 282-я статья все равно будет работать как репрессивная мера для затыкания людям рта и нарушения их конституционных прав на свободу убеждений и свободу слова».
Нет. Экспертизы по уголовным и административным делам ничем не отличаются.
Нет. В законе «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» речь идет только о подозреваемых, обвиняемых и осужденных по уголовным делам. То есть, включать в «список экстремистов» по новой административной статье не будут.
Обыска по Кодексу об административных правонарушениях не бывает, возможно только изъятие вещей по месту совершения нарушения. Адвокат «Агоры» Алексей Глухов рассказывает, что в этом случае полиция должна получить разрешение человека на осмотр жилища. Глухов привел в качестве примера административное дело против чувашского активиста Вячеслава Рыбакова, которого заподозрили в демонстрации нацистской символики (часть 1 статьи 20.3 КоАП). После отказа суда рассмотреть дело, полиция решила доказать, что Рыбаков разместил пост со свастикой в фейсбуке, осмотрев его квартиру и забрав компьютер. Рыбаков это делать запретил, после чего полицейские просто уехали.
Грозит. Законопроекты Путина никак не затрагивают другую статью УК об экстремизме — статью 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Она также предполагает срок до пяти лет за призывы через интернет и ее широко применяют против тех, кто размещает «экстремистские» высказывания в соцсетях.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке