Вадим Белоусов. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсант
Госдума получила запрос на лишение неприкосновенности депутата от «Справедливой России» Вадима Белоусова. Если его удовлетворят, это будет первое такое решение с 2015 года и восьмое в истории современной России. «Медиазона» рассказывает, что известно о готовящемся деле против Белоусова (и причем здесь сын генпрокурора Артем Чайка).
О том, что Генпрокуратура просит Госдуму лишить неприкосновенности Вадима Белоусова, первым сообщил РБК вечером 18 июня. Издание сослалось на источник, близкий к Госдуме и двух собеседников в Кремле. Позднее о деле против Белоусова написал «Коммерсант» — по данным газеты, депутата заподозрили в причастности к особо крупному взяточничеству за предоставление подрядов на дорожное строительство в Челябинской области. При этом, подчеркивал «Коммерсант», председатель СК Александр Бастрыкин уже три месяца пытается инициировать уголовное преследование Белоусова, однако формальный процесс снятия неприкосновенности затянулся.
По данным Ura.ru, Белоусов может фигурировать в деле бывшего губернатора Челябинской области и основателя макаронной компании «Макфа» Михаила Юревича, объявленного в международный розыск по делу о взятках. Как предполагает следствие, теща депутата Маргарита Бутакова и его помощник, экс-менеджер «Макфы» Андрей Чуркин выступили посредниками в передаче Юревичу 3,4 млрд рублей, которые были выведены через ЗАО «Южуралавтобан» во время ремонта челябинских дорог. Сама фирма принадлежала депутату с 2011 по 2015 год; после он продал ее структурам, подконтрольным сыну генпрокурора России Артему Чайке. Уже после сделки Чайка якобы обнаружил, что при прежнем бенефициаре половина сумм, полученных на господрядах, исчезла.
Как пишет РБК со ссылкой на материалы Восемнадцатого арбитражного суда (там новые владельцы «Южуралавтобана» судятся с ФНС), схема вывода денег была такой: компания, тогда принадлежавшая Белоусову, получила контракт на ремонт дорог на 5,1 млрд рублей и поделила их между фирмами-подрядчиками, в которых сотрудниками числились по одному человеку. Затем часть денег была выведена за рубеж, а часть — обналичена. В разговоре с Ura.ru юрист, попросивший об анонимности, предполагал, что вину за это «явное преступление» могут возложить на самого Белоусова.
19 июня СК завершил расследование дела Бутаковой и Чуркина. Как пишет Znak.com, в окончательном обвинении упоминания бывшего губернатора Юревича нет; по версии следствия, фигуранты дела оставили все деньги себе. Их действия квалифицировали как получение взятки в особо крупном размере (часть 6 статьи 290 УК). «Вину наши подзащитные не признают в полном объеме, да и как ее можно признавать, если взятка — это получение денег должностным лицом, но ни Чуркин, ни Бутакова никогда таковыми не являлись, какими-либо распорядительными функциями не обладали и не могли тем самым влиять на заключение госконтрактов и распределение бюджетных средств», — рассказали Znak.com адвокаты обвиняемых. Источники издания также предположили, что дело в отношении Бутаковой — это давление на самого Белоусова для того, чтобы он дал показания на Юревича.
Сам Белоусов еще 18 июня сказал «Интерфаксу», что ничего не знает о запросе Генпрокуратуры. На следующий день получение запроса подтвердили официально. Глава комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова рассказала, что там изучат документы и вынесут решение — согласиться с запросом, отказать или вернуть его в Генпрокуратуру для получения дополнительных документов. Глава «Справедливой России» Сергей Миронов уже сообщил, что не поддерживает позицию Генпрокуратуры, и назвал дело оговором депутата Госдумы. Белоусов как обычно присутствовал на заседании Думы.
Вопрос о снятии депутатской неприкосновенности будет рассмотрен впервые с 2015 года — тогда Госдума санкционировала уголовное преследование Ильи Пономарева, уехавшего к тому моменту за границу. Всего парламент давал разрешение на снятие неприкосновенности с депутата семь раз.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке