Сергей Казанков (в центре). Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсант
Следственный комитет вызывает на допросы руководство базирующегося в Коми издани «7х7». Вопросы к журналистам появились после того, как блогер Александр Фридом опубликовал на сайте переписку депутата Госдумы от Марий Эл Сергея Казанкова. Сотрудники «7х7» настаивают, что не знают Фридома.
В начале сентября прошлого года заместителя главного редактора инернет-журнала «7х7» Максима Полякова вызвали на допрос в следственный отдел управления СК по Сыктывкару. После этого на сайте издания появилась короткая новость: журналиста допрашивали в рамках расследования дела по части 1 статьи 138 УК (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений) из-за корреспонденции депутата Госдумы Сергея Казанкова, обнародованной «в постах блогера "7х7" из Марий Эл».
«Как рассказал следователь, недовольство Сергея Казанкова вызвали четыре поста Александра Фридома, опубликованные в июне и июле 2017-го. В них, в том числе, обсуждались кандидатуры в будущее правительство Марий Эл», — говорилось в новости. Речь шла о переписке Казанкова в мессенджере WhatsApp.
По словам Полякова, вопросы следователя касались работы редакции и устройства блогов в частности — любой читатель «7х7» может стать блогером, оставив заявку на сайте. Поляков отмечает, что редакция не имеет непосредственного отношения к публикациям таких авторов. «Я рассказывал всю схему работы, по которой действует наш сайт: журналисты отдельно, блогеры отдельно. Кто за что отвечает. Следователь спрашивал: "А что, блогеры что угодно могут писать?". Я говорю: "Естественно"», — объясняет журналист, уточняя, впрочем, что редакция оставляет за собой право вмешаться, когда посты не соответствуют российскому законодательству.
Тексты блогеров уже после публикации вычитывают модераторы, продолжает Поляков. Если модератор видит нарушение закона, то тексты либо редактируют, либо удаляют полностью. «Если блогер написал замечательные наши слова на "б", "п" и "х", то эти слова тоже удаляются — публикация в СМИ матерных слов запрещена законом», — напоминает он. Журналист признается, что у него не всегда есть время следить за блогами, и человека, который пишет под именем Александр Фридом, он не знает.
Вслед за Поляковым приглашение на допросы получили еще трое: директор «7х7» Павел Андреев, издатель Леонид Зильберг и главный редактор Софья Крапоткина. Андреева и Зильберга уже допросили, при этом взяв подписки о неразглашении; дата допроса Крапоткиной пока не определена.
Александр Фридом — один из самых популярных блогеров на сайте «7х7», его фотография красуется первой в разделе «Топ-7 блогеров». В профиле Фридом пишет про себя скромно: «Читаю лекции в alma mater — МГУ имени М.В. Ломоносова, но основная работа — аналитик на Ближнем Востоке и Азии. Хобби — борьба с коррупцией на своей малой Родине. Интересуюсь вопросами противодействия коррупции в Республике Марий Эл. Провожу анализ социально-экономической и политической ситуации в Марий Эл».
Аккаунт был зарегистрирован еще в 2013 году. Фридом — крайне плодовитый автор (он позиционирует себя как журналист): например, в январе 2018 года у него вышло 14 постов, многие из них были посвящены бывшему главе республики Леониду Маркелову, арестованному по делу о получении взятки. Блогер также уделяет много внимания депутату Казанкову, местным чиновникам и силовикам. Ссылки в конце некоторых его постов ведут на сайт «Общественный комитет по борьбе с коррупцией в Марий Эл». Материалы на сайте повторяют тексты Фридома, опубликованные в блогах «7х7».
В своих постах Фридом использует самые разные источники: он ссылается как на федеральные издания вроде РБК и «Дождя», так и на «Нашу версию. Марий Эл, Чувашия», а также телеграм-канал «Железный Феликс в Марий Эл». «Он публикует очень многие расследования про коррупционные дела местной элиточки, назовем ее так. Многие материалы очень резонансные. Сливов у него тоже много бывает», — рассказывает директор 7х7 Павел Андреев.
Все четыре публикации Фридома, фигурирующие в деле, редакция удалила по представлению СК, говорит главред сайта Софья Крапоткина. Однако скриншоты переписки Казанкова все еще доступны на сайте «Общественного комитета по борьбе с коррупцией в Марий Эл». Во вводке Фридом объясняет, что «к журналистам обратились эксперты, близкие к АП РФ», в распоряжении которых оказалась переписка депутата и руководства республиканского отделения КПРФ. Эти материалы были получены от помощников депутата, утверждается в блоге. «Медиазона» отправила на электронную почту, указанную на сайте, письмо с просьбой о комментарии, но к моменту публикации на него никто не ответил.
После появления новости о допросе журналистов в блоге «Общественного комитета по борьбе с коррупцией в Марий Эл» вышел очередной пост Фридома. Автор подчеркивал, что расценивает реакцию «депутата и олигарха» на публикацию его переписки как попытку «ввести политическую цензуру и надавить на независимые СМИ с целью запрета критических публикаций об аморальной деятельности олигархической семейки Казанковых».
По словам адвоката «Команды 29» Евгения Смирнова, который представляет интересы издания, следователи не могут найти Фридома, поэтому «всю свою репрессивную машину направили на редакцию "7х7" и журналистов». Они несколько раз присылали руководству интернет-журнала запросы с требованием предоставить информацию об авторах блогов, а недавно следователь Зинаида Бахмутова угрожала провести в офисе «7х7» обыск.
«Она звонила (в том числе мне) и спрашивала, можно ли прийти в редакцию "7х7" и провести осмотр места происшествия. Я говорю: "Ну зачем вам это нужно? — Я хочу там пофотографировать внутри офиса и написать, что редакция находится по этому адресу". Я на это не согласился. Она сказала: "Я тогда приду к вам с обыском. Зачем вы все хотите усложнять? Я приду с обыском и буду изымать, что захочу"», — приводит адвокат разговор с сотрудницей СК.
Смирнов отмечает, что следствие интересует буквально все, что касается редакции: начиная от уставной документации и заканчивая серверами, на которых располагается сайт, и лог-файлами. Адвокат подчеркивает, что никто из журналистов не знает, кто такой Фридом: «Редакция не знает людей, которые эти блоги ведут. Может быть, под этим псевдонимом пишут 20 человек».
«Фактически у членов редакции «7х7» статус свидетелей по этому делу, но по объему следственных действий, которые с нами проводятся, это чисто обвиняемые. Обыск, запросы информации, допросы. Все следственные действия направлены на нас. Здесь самая большая угроза — не стать обвиняемым по делу. Самая большая угроза — что они получат доступ к ресурсу. Их интересуют серверы, IP-адреса, пароли», — убежден адвокат «Команды 29».
Директор «7х7» Павел Андреев рассказывает, что депутат Сергей Казанков — известная в Марий Эл личность. На предвыборном сайте Казанкова говорится, что он руководит совхозом «Звениговский». До этого совхозом руководил отец Казанкова — Иван Иванович, который еще в начале двухтысячных был депутатом Госдумы. Казанков-младший окончил медицинский университет, однако был вынужден принять руководство совхозом из-за «неоднократных попыток рейдерского захвата».
С 2000 до 2016 года Казанков был депутатом Государственного Собрания Марий Эл, а в 2016 году избрался от КПРФ в Государственную думу.
«Грудинин марийского масштаба, — описывает его Андреев. — Он владелец крупного агрохолдинга вместе со своим отцом. Интересно, что в 2016-м году он, можно сказать, выиграл выборы благодаря нам, потому что мы были единственным значимым СМИ в Марий Эл, кто объективно писал все о кампании. Он как оппозиционный кандидат выиграл выборы».
Проект «Идель.Реалии» писал, что Казанков обошел свою конкурентку от «Единой России» Ларису Яковлеву почти на 10% голосов. Через два дня после выборов в эфире телеканала «Регион 12» вышло интервью тогда еще главы Марий Эл Леонида Маркелова, в котором он резко критиковал Казанкова. «Паренек наобещал столько, что, собственно говоря, и жизни не хватит. Такие обещания, как возврат к Советскому Союзу, бесплатное образование, кратное увеличение зарплат и пенсий — это сделать невозможно», — говорил губернатор. На следующий день Казанков на пресс-конференции отметил, что в Маркелове говорит «обиженный человек», который не забыл старого конфликта владельцев совхоза «Звениговский» и руководства Марий Эл.
Казанков прочитал сообщение «Медиазоны», но не ответил на него.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке