Кирилл Серебренников. Фото: Александр Миридонов / Коммерсант
Наступивший год будет богат на громкие решения судов — их ждут политические активисты, журналисты, главы регионов и силовики. Судебный оракул «Медиазоны» предсказывает главные приговоры, которые провозгласят в 2018 году.
Арест режиссера Кирилла Серебренникова стал главным событием в культурной жизни России в прошедшем году. Серебренников, которого обвинили в мошенничестве с выделенными его «Седьмой студии» бюджетными деньгами, находится под домашним арестом. Такую же меру пресечения избрали для других обвиняемых: экс-директора «Седьмой студии» Юрия Итина, бухгалтера организации Нины Масляевой (она провела несколько месяцев в СИЗО, пока не дала нужные следствию показания на других фигурантов) и арестованной последней директора театра РАМТ Софьи Апфельбаум. Бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский находится в СИЗО, а бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова уехала из страны и объявлена в розыск. По версии следствия, все они участвовали в похищении 68 млн бюджетных средств, выделенных на театральный проект «Платформа».
«Несмотря на все обвинения, абсурдные и фантастические, высосанные, которые нам предъявлены, я продолжаю утверждать, что, будучи режиссером и занимаясь только художественной частью, я выполнил свою ответственность перед бюджетом и государством, которое выдало бюджет, более чем на 100%, на 200%», — говорил Кирилл Серебренников на одном из судов.
Оперативное сопровождение дела поручено службе по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ. В поддержку Серебренникова не раз выступали известные деятели искусства, тем не менее президент Путин настаивает, что это дело — не «преследование», а «расследование».
Первым громким приговором 2018 года скорее всего станет решение суда по делу бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина — оглашение назначено на 22 января. Затем вынесут приговор экс-губернатору Кировской области Никиты Белых, обвиняемому в получении взятки. В том году должны вынести и приговор экс-главе Коми Вячеславу Гайзеру — но из-за огромного количества обвиняемых процесс может затянуться.
Тем временем в 2017 году арестовали еще двух глав республик — Леонида Маркелова из Марий Эл и Александра Соловьева из Удмуртии. Маркелова обвиняют в получении 235 млн рублей взятки от главы сельскохозяйственной фабрики, а Соловьева — в получении 139 млн рублей от компаний, строивших мосты через реки Кама и Буй.
Члена Совета Федерации от Дагестана и бизнесмена Сулеймана Керимова задержали в аэропорту Ниццы по делу об отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. По данным AFP, власти Франции подозревают, что Керимов с 2006 года скрыл от налогообложения 400 млн евро при покупке пяти вилл. Сенатора отпустили под залог, но запретили ему покидать Францию. Когда начнется суд, пока неясно. Кремль обещал, что приложит все усилия для защиты сенатора, а Совет Федерации предложил французским властям отпустить Керимова в Россию под гарантию о явке в суд — без него якобы некому представлять Дагестан в верхней палате парламента.
Преподаватель математики и активист движения за свободное программное обеспечение Дмитрий Богатов провел несколько месяцев в СИЗО, а с июля сидит под домашним арестом. Ему предъявлены обвинения в призывах к терроризму и попытке организовать массовые беспорядки — таким образом следствие квалифицировало несколько постов и клип Канье Уэста на малоизвестном форуме SysAdmins.ru. Проблема в том, что Богатов, судя по всему, эти записи даже не публиковал — математик держал дома выходной узел сети Tor, которой пользовался автор постов. Защита уверена, что невиновность Богатова становится все более очевидна следователям по мере изучения технических аспектов функционирования сети Tor, но отступаться они пока не намерены.
По делу о государственной измене в Центре информационной безопасности ФСБ проходят сотрудники Сергей Михайлов и Дмитрий Докучаев, а также глава отдела расследований компьютерных инцидентов «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов и бизнесмен Георгий Фомченков. Дело засекречено, поэтому детали предъявленных обвинений неизвестны, но источники The Bell утверждают, что арестованные офицеры могли быть причастны к передаче американским властям информации о хакерах, взломавших серверы Демократической партии США перед президентскими выборами в 2016 году. Процесс может быть очень интересным, но наверняка пройдет в закрытом режиме.
Бывшего депутата Калининградской областной думы и главного редактора издания «Новые колеса» Игоря Рудникова обвиняют в вымогательстве денег у главы регионального управления Следственного комитета Виктора Леденева. По версии следователей, Рудников требовал от него 3 млн рублей за прекращение публикацией о нем в «Новых колесах» (ранее издание рассказывало о роскошном особняке, в котором живет Леденев).
Журналист называет дело провокацией и рассказывает, что Леденев обещал передать ему информацию о том, кто мешал расследованию нападения на Рудникова (его несколько раз ударили ножом весной 2016-го), но в пакете, который передали даже не самому журналисту, а его помощнице, вместо документов оказались пачки денег. Недавно Игоря Рудникова этапировали из Калининграда в московский СИЗО «Лефортово», и теперь его дело ведет следователь, который раньше работал в управлении СК в Калининграде и был подчиненным Виктора Леденева.
Перед самоубийством медбрат из Нижнекамска Ильназ Пиркин записал видеообращение, в котором рассказал о пытках в местном отделе полиции. После смерти Пиркина стали вскрываться все новые и новые случаи пыток в этом отделе. Трое полицейских уже арестованы по подозрению в превышении должностных полномочий. Их начальник Роберт Хуснутдинов уволен, а его заместитель — понижен в должности. Будущий процесс о пытках в Нижнекамске уже сравнивают с печально известным делом отдела «Дальний» в Казани, которое встряхнуло полицию региона — но к прекращению пыток, как видно, не привело.
Саратовский националист Вячеслав Мальцев, объявивший 5 ноября 2017-го днем революции в России, уехал из страны еще летом — сначала ему предъявили обвинения в призывах к экстремизму, а затем и в создании террористического сообщества. Созданное им движение «Артподготовка» суд признал экстремистским, а десятки сторонников Мальцева были арестованы в разных городах России. Большинству из них предъявлены тяжелые обвинения — от намерения организовать массовые беспорядки до покушения на совершения террористических актов и участия в террористическом сообществе.
В черногорской Подгорице продолжается суд над предполагаемыми заговорщиками, которые планировали вооруженный переворот в октябре 2016 года. В деле до сих пор неясно очень многое: обвиняемые отрицают само существование заговора, обвинение основано во многом на показаниях только одного из заговорщиков, а предполагаемых кураторов переворота из ГРУ и загадочного черногорского переводчика Анание Никича никто из России выдавать не собирается. Бесконечные переносы заседаний утомили участников процесса настолько, что один из обвиняемых попросил выдать ему канистру бензина для [Роскомнадзора] на площади.
Летом 2017-го в Приморском краевом суде уже в третий раз начались слушания по делу «приморских партизан» Алексея Никитина и Вадиму Ковтуна, которые обвиняются в убийстве четырех предполагаемых наркоторговцев. Когда дело рассматривалось впервые, Никитина приговорили к пожизненному сроку, а Ковтуна — к восьми годам колонии. В мае 2015 года Верховный суд отменил это решение и направил их эпизод на новое рассмотрение; приговоры остальным «приморским партизанам» остались в силе.
Через год коллегия присяжных полностью оправдала и Никитина, и Ковтуна, их освободили в зале суда. Уже в декабре 2016 года Верховный суд отменил оправдательный вердикт. Перед началом нового рассмотрения, присяжных для которого собрали только с пятой попытки, Никитин и Ковтун рассказали «Медиазоне», что они ждут от этого процесса.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке