Фото: Виктор Толочко / РИА Новости
Во вторник «Росгидромет» опубликовал данные о многократном превышении содержания радиоактивного изотопа рутений-106 в воздухе на Южном Урале. «Гринпис» потребовал расследовать вероятный выброс, который, как предполагают экологи, мог произойти на печально знаменитом комбинате «Маяк». «Медиазона» восстановила хронологию событий — от первых сообщений европейских ученых, заметивших изотоп еще в сентябре, до выступления главного онколога Челябинской области, который посоветовал землякам пить пиво, смотреть футбол и поменьше думать о радиации.
В середине октября Международное агентство по атомной энергии опубликовало доклад, согласно которому в Германии, Австрии и Италии месяцем ранее было зафиксировано превышенное содержание изотопа рутений-106, который образуется при испытаниях ядерного оружия, техногенных авариях на атомных объектах и переработке отработавшего ядерного топлива. Изучив данные агентства, немецкое ведомство по радиационной защите предположило, что с высокой долей вероятности источник загрязнения может находиться на Южном Урале. В начале ноября эту информацию подтвердило и исследование французского Института защиты от радиации, в котором, впрочем, отмечалось, что концентрация опасного изотопа в воздухе над Европой не представляет опасности для ее жителей.
На публикации европейских ученых отреагировала госкорпорация «Росатом», назвавшая версию о выбросе рутения-106 в России несостоятельной. В «Росатоме» ссылались на информацию Росгидромета — органа, отвечающего в том числе и за мониторинг радиоактивного фона — согласно которой «в пробах с аэрозолей в период с 25 сентября по 7 октября на территории Российской Федерации, в том числе на Южном Урале, рутений-106 не обнаружен, кроме единственного пункта в Санкт-Петербурге». При этом концентрация изотопа в пункте измерения в Петербурге также была «ничтожна» — на четыре порядка ниже допустимой объемной активности.
Однако 21 ноября Росгидромет фактически опроверг сам себя, опубликовав таблицу с данными о содержании рутения-106 в пробах аэрозолей и выпадений в сентябре-октябре 2017 года. Согласно сводке, с 25 сентября по 1 октября изотоп фиксировали все посты, расположенные в Южном Урале — так, с 26 сентября по 1 октября система два раза усмотрела «экстремально высокое значение» и семь раз — «высокое значение» содержания радиационного изотопа в пунктах измерения в поселках Аргаяш, Новогорный и Худайбердинский в Челябинской области. При этом авторы отчета отметили, что в конце сентября и начале октября условия для активного переноса воздушных масс и загрязняющих веществ с Южного Урала в Европу действительно возникали.
Источник радиации до сих пор не установлен. Рутений-106 — это техногенный радионуклид, который в земных условиях не может образоваться сам по себе, а значит, даже небольшие его концентрации свидетельствуют об аварийном выбросе, объясняет «Медиазоне» руководитель проекта энергетической программы «Гринпис» в России Рашид Алимов. «Рутений-106 в нормальной ситуации вообще не должен присутствовать, а если присутствует, значит, он был где-то выброшен, а если он был выброшен — значит, это нужно расследовать, потому что это явно ненормальная ситуация, аварийная. Прежде всего, вопросы возникают к "Росатому" — почему раньше они утверждали, что рутений-106 был зафиксирован только в Петербурге? Это может быть и ошибкой, и целенаправленным враньем, что в любом случае говорит об уровне подготовки корпорации к такого рода авариям», — говорит эксперт.
Пункты пробы в поселках Аргаяш и Новогорный, где были зафиксированы «экстремально высокие значения» содержания рутения-106, находятся в 50 и 20 километрах соответственно от города Озерск, где располагается производственное объединение «Маяк». С 1953 года в этом предприятии по производству компонентов ядерного оружия, изотопов, хранению и регенерации отработавшего ядерного топлива произошло не менее 30 аварий, в том числе Кыштымская трагедия 1957 года — взрыв хранилища ядерных отходов. В «Гринписе» предполагают, что аварийный выброс рутения-106 мог произойти именно на этом комбинате.
«Одна из версий — это остекловывание отработавшего ядерного топлива, другая — выброс с предприятий в Димитровграде или Обнинске, где производят этот изотоп. Третья — попадание источника с рутением-106 в печь вместе с металлоломом, случайное попадание. Такой сценарий тоже возможен. Сейчас, когда Росгидромет опубликовал данные, на наш взгляд, нельзя этим ограничиться — нужно все же искать причину. Вопрос, будет ли это дело полностью расследовано — это прежде всего вопрос, готовы ли мы в будущем предвидеть такие аварии», — объясняет Алимов.
Предположение о связи выброса рутения-106 с комбинатом «Маяк» в разговоре с «Коммерсантом» высказывала и Надежда Кутепова — правозащитница из Озерска, получившая политическое убежище во Франции. Она напоминает о цепочке событий, предшествовавших появлению первой информации о вероятном выбросе: 19 сентября пресс-служба «Маяка» отчиталась о получении топлива ВВЭР-1000 с Балаковской АЭС. 22 сентября сборки отработавшего ядерного топлива в контейнере были доставлены на радиохимический завод, где продолжились «горячие испытания» нового технологического оборудования, а утром 25 сентября администрация Озерска сообщила о «плановой проверке сирен города методом единичного кратковременного запуска».
Тогда же, по сообщению пресс-службы, на «Маяке» завершились испытания нового контейнера с отработавшим ядерным топливом, который был перегружен на внутриобъектовый железнодорожный транспортер и доставлен в один из цехов радиохимического завода. «Если что-то произошло, то либо ночью 24 сентября, либо 25-го утром. В те дни "Маяк" впервые принимал контейнеры нового типа и новое топливо, и это совпадает с "плановой проверкой сирен"», — говорила Кутепова. Однако в самом «Маяке» эту версию отрицают. «Предприятия из России не могут рассматриваться в качестве источника рутения, так как у нас все хорошо», — сказала «Коммерсанту» глава отдела коммуникаций «Маяка» Надежда Жидкова.
После публикации отчета Росгидромета «Маяк» объяснил ситуацию более подробно. «На ФГУП "ПО "Маяк"" в 2017 году источники из рутения-106 не производились, превышения поступления радионуклидов со стороны предприятия в атмосферу не зарегистрировано. Радиационный фон в норме. Дополнительно сообщаем, что работы по выделению [рутения] на нашем предприятии не проводятся уже много лет. Таким образом, ФГУП "ПО "Маяк" не является источником повышенного содержания рутения-106 в атмосфере», — говорится в единственном комментарии на тему выброса в официальной группе «Маяка» «ВКонтакте». В других постах администраторы сообщества высмеивают сообщения о рутении c помощью мемов.
«Гринпис» уже направил в прокуратуру и Росприроднадзор письмо с просьбой провести проверку возможного сокрытия радиационной аварии и информации о состоянии окружающей среды. Между тем официальные лица продолжают утверждать, что выбросы рутения не несут опасности для населения.
В сообщении Минприроды информацию о превышении содержания рутения-106 объяснили его отсутствием в предыдущих пробах, добавив, что для этого радионуклида и вовсе не установлены критерии определения «экстремально высокого загрязнения». Хотя впервые об «экстремально высоких значениях» содержания рутения-106 в пунктах измерения близ комбината «Маяк» сообщалось в отчете Росгидромета, сейчас его глава Максим Яковенко утверждает, что зафиксированные концентрации «были в сотни-тысячи раз ниже предельно допустимых». «По поводу источника [выброса]: источник мы не ищем по одной простой причине — чего его искать, когда нет опасности», — объясняет чиновник.
Главный онколог Челябинской области Андрей Важенин сообщил, что региональный онкологический диспансер якобы провел свой собственный мониторинг и не нашел ситуацию опасной. Тем, кто «сильно переживает», он посоветовал «смотреть футбол и пить пиво». Как рассказали пресс-службы областной прокуратуры и ГУ МВД, от местных жителей «каких-либо заявлений, жалоб или заявлений с просьбой провести проверку по данному факту», также не поступало.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке