Собрание-коктейль. Как депутат Бортко решил переписать Конституцию для русского народа
Александр Бородихин
Статья
20 ноября 2017, 10:02

Собрание-коктейль. Как депутат Бортко решил переписать Конституцию для русского народа

Владимир Бортко и актриса Анна Чиповская на премьере фильма «О любви». Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Депутат от КПРФ Владимир Бортко, известный в прошлом как режиссер «Собачьего сердца» и «Бандитского Петербурга», решил переписать Конституцию и представил на рассмотрение Госдумы законопроект о созыве Конституционного собрания. Однако «Медиазона» обнаружила, что в инициативе Бортко нет ничего нового — буквально.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Уже на следующий год этот день был объявлен государственным праздником, однако отмечали его всего десять лет — в 2004 году День Конституции перестал быть выходным. Тогда же Госдума упразднила празднование 7 ноября и включила в календарь День народного единства — 4 ноября.

За месяц до 24-й годовщины принятия Конституции депутат Госдумы Владимир Бортко представил на рассмотрение парламента проект закона «О Конституционном собрании Российской Федерации» — органе, принимающем решения по изменению Конституции. Такой орган, согласно 135-й статье Конституции, необходим для пересмотра положений глав 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». При этом в Основном законе не прописан принцип формирования КС, поэтому его уже не в первый раз пытаются сформулировать депутаты.

В законопроекте Бортко говорится, что членами Конституционного собрания станут президент, все судьи Конституционного суда, председатель Верховного суда, все члены Совета Федерации, 100 депутатов Госдумы и ее председатель, а также «100 признанных специалистов по вопросам права, назначенных президентом». Общую численность Конституционного собрания предлагается установить на уровне в 400 человек.

«Решение Конституционного собрания о принятии новой Конституции принимается тайным голосованием. В случае принятия новой Конституции двумя третями голосов членов оно завершает свою деятельность, и новая Конституция вступает в силу», — говорится в документе.

Бортко и русские

Автор инициативы депутат Владимир Бортко называет себя социалистом, но свои политические воззрения излагает туманно: «Либеральная идея неплоха, наоборот, очень даже прекрасна: есть отдельный человек, и надо сделать так, чтобы человеку было хорошо. Замечательная идея! Но я-то хочу, чтобы не вообще человеку, а моему народу было лучше. Не отдельному человеку, а большинству народа».

Создатель «Бандитского Петербурга» далеко не впервые говорит о необходимости изменить Конституцию. Первые упоминания этой его инициативы относятся к 2012 году, когда баллотировавшийся на третий президентский срок Владимир Путин писал в предвыборной статье «Россия. Национальный вопрос», что «самоопределение русского народа — это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром». Статья Бортко впечатлила, но после избрания Путин расстроил режиссера резким ответом на его предложение закрепить в Конституции особый статус русского народа. Депутат тогда спросил Путина, не стоит ли заменить «положение о многонациональном российском народе на иное — "русский народ и присоединившиеся к нему"». Президент не согласился, предупредив, что «делить народ на первую, вторую, третью категорию» — «очень опасный путь».

Владимир Бортко на первомайском шествии в Санкт-Петербурге в 2015 году. Фото: Александр Николаев / Интерпресс /ТАСС

«Он прав абсолютно: делить людей на первый и второй сорт нельзя. Зато можно хотеть быть равным народом с другими народами, объединенными в Федерацию», — говорил режиссер годом позже в интервью «Аргументам и фактам». «В модели, заданной конституцией и законами РФ, Русского народа нет: государство РФ отказывает Русскому народу в правовой субъектности, русская национальная идентичность находится вне конституционно-правового поля РФ», — разъяснял он с трибуны Госдумы уже в 2016 году, указывая, что «у чеченов, башкир и татар» есть свои «государства», с которыми Россия заключает «договора и соглашения». Бортко пояснял, что хочет закрепить в Конституции обязанность государства представлять интересы русского народа, «в том числе и на землях» которого расположена Россия, и предлагал отказаться от приоритета международных договоров перед российскими законами.

В январе 2017 года Бортко вновь напомнил о своем желании переписать Конституцию, заявив с той же трибуны: «Фракция КПРФ считает, что в ближайшее время необходимо внести проект закона о созыве конституционного собрания». Режиссер пояснял, что особенное его недовольство вызывает закрепление в качестве высшей ценности человека и его прав и свобод. «В этом определении не находится места для существования ни самой России, ни для семьи, ни для национальных исторических традиций, — говорил он. — На основе констатации прав и свобод индивидуума национальную государственность построить невозможно, для этого нужны другие ценности: семья, родина, патриотизм, справедливость».

Настойчивое желание Бортко закрепить особый статус русского народа идет вразрез с инициативами Кремля по строительству «российской нации». Идею законопроекта «О российской нации» год назад предложил Владимиру Путину завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов. Путин идею поддержал и поручил подготовить документ к августу этого года, но законопроект не получил поддержки у глав национальных республик, и форсировать спорную инициативу за полгода до выборов не стали.

По оценкам американских правоведов Томаса Гинзбурга, Закари Элкинса и Джеймса Мелтона, c 1789 года средняя продолжительность «жизни» конституций (до внесения первых серьезных изменений) в разных странах мира составляет 17 лет, медианная — лишь восемь лет; большинство известных историкам конституций просуществовали в неизменном виде всего год. Исследователи сравнивают конституции с «хрупкими организмами» и выделяют три основных признака конституций-долгожителей: открытый коллегиальный процесс принятия решений, обширный список обозреваемых в документе аспектов существования государства и гибкие механизмы толкования принятого текста и внесения поправок.

В списке конституций по продолжительности действия российская занимает 61-е место (1-е место за принятой в апреле этого года конституцией Таиланда, последнее 158-е — за конституцией США 1788 года). За неполные 24 года Конституцию меняли трижды: сначала в 2008 году, когда занимавший пост президента Дмитрий Медведев предложил увеличить сроки полномочий президента (с четырех до шести лет) и депутатов Госдумы (с четырех до пяти лет), затем — в 2013 году для объединения Верховного суда и Высшего арбитражного суда и в 2014 году, когда президента наделили правом направлять в Совет Федерации своих представителей.

Проект тяжелой судьбы

До Бортко процесс формирования Конституционного собрания депутаты пытались запустить как минимум пять раз, но наибольший интерес сегодня представляют два документа, которые, как пишет в пояснительной записке депутат-режиссер, легли в основу его законопроекта.

Первая попытка инициировать созыв Конституционного собрания относится к 1997-1998 годам. «Дума наконец нашла способ взять власть в свои руки, — писали журналисты "Коммерсанта" Наталья Тимакова и Сергей Аксенов. — Впервые президент ослабел настолько, что Дума смогла всерьез рассуждать о перекройке Основного закона». Тогда обсуждались сразу пять версий законопроекта, но наибольшую популярность среди парламентариев получил проект последнего председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова, который поддержали Геннадий Зюганов, Николай Харитонов и Николай Рыжков. «Причем депутатам нужно спешить: возможность самим стать членами собрания у них пропадет с окончанием срока полномочий — в декабре 1999 года, — предупреждал "Коммерсант". — Цена вопроса — возможность превратить Россию из президентской республики в парламентскую — высока». Принять законопроект тогда еще сильной думской оппозиции не удалось; он на несколько лет увяз в согласованиях и так и не был рассмотрен «в связи с отзывом авторами».

Гораздо более интересен законопроект, который внесла в 2000 году другая группа депутатов: Вячеслав Володин, Елена Мизулина (через 12 лет отозвала свою подпись), Борис Надеждин, Валерий Крюков и тот же Анатолий Лукьянов. Документ обсуждался в Думе на протяжении 12 лет и был отклонен в сентябре 2012 года. «Медиазона» сверила тексты законопроектов Володина-Надеждина-Мизулиной и Владимира Бортко и обнаружила, что они совпадают дословно за исключением одной фразы — Бортко вывел из состава своего Конституционного собрания председателя Высшего арбитражного суда, очевидно — в связи с его объединением с Верховным судом.

Вечером 19 ноября на сайте «Фонтанки» вышло интервью с Владимиром Бортко, в котором тот рассказал про появившуюся у него «год назад» идею. По словам депутата, в Конституцию следует вписать фразы: «Мы — русский народ и народы Российской Федерации — объединены общей судьбой на своей земле» и «Высшая цель государства — защита личности гражданина, сохранение и умножение численности граждан всех наций и народностей страны». Статью 2 Конституции, в которой человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, Бортко хочет переписать целиком: «Отечество, Родина — как содружество народов и равноправных, свободных граждан осуществляющих свои обязанности по отношению к другим, и свою общую ответственность — являются высшей ценностью Российской Федерации. Признание и соблюдение прав и свобод гражданина — обязанность государства».

Наконец, Бортко предлагает изменить девятую статью Конституции, в которой говорится о земле и природных ресурсах «как основе жизни и деятельности народов». По его мнению, эта статья должна звучать жестче: «Природные ресурсы принадлежат народу». «Никогда и нигде природные ресурсы не принадлежат частным лицам», — настаивает депутат.

В конце интервью режиссер признает, что часть законопроекта, устанавливающую «механизм работы» Конституционного собрания, писал не он: «Это делали люди высочайшей квалификации, юристы-государственники. Я это взял из предыдущих аналогичных законопроектов, которые не были рассмотрены. Я же писал о том, что мне казалось нужным прописать».

Отвечая на вопрос о том, является ли внесение законопрокта его личной инициативой, Бортко был категоричен: «Только моя. Only! Кроме меня за ней не стоит никто, и ничто кроме моей совести и размышлений о том, как сделать так, чтобы русскому народу было лучше жить». Он оговаривается, что не обсуждал свою идею «ни с кем», в том числе и с коллегами по КПРФ.

В 2006 году, когда активно обсуждался потенциальный третий срок Владимира Путина, занимавший тогда пост замглавы президентской администрации Владислав Сурков, по выражению «Коммерсанта», «вспоминал о том, что Конституция неприкосновенна и второй срок президента считается последним». «Речь идет прежде всего о преемственности власти», — говорил Сурков на семинаре для партактива «Единой России».

Сам Путин в разное время подчеркивал, что «наша Конституция надежно защищена от необоснованных вторжений, продиктованных сиюминутной политической конъюнктурой», предупреждал, что она не должна «подвергаться эрозии», называл ее «результатом компромисса» и «живым инструментом». «Очень бы хотелось надеяться, что наша Конституция будет актуальной не только на время принятия, не только через 20 лет, но и на более длительную перспективу», — говорил он в ноябре 2013 года.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке