Иллюстрация: Аня Леонова / «Медиазона»
Суммарная задолженность по зарплате в России, по данным Росстата на декабрь 2015 года, составляет более 3,9 млрд рублей. По официальным данным, предприятия Дагестана должны своим сотрудникам более 22 млн рублей, Тульской области — более 10 млн, Краснодарского края — 6,8 млн. На «горячую линию» Общественной палаты каждый месяц поступает по тысяче сообщений о задержке зарплат. «Медиазона» рассказывает, почему по статье о невыплатах судят при этом чуть больше ста человек в год, и помогает ли Уголовный кодекс получить честно заработанное.
В конце марта 2015 года сотрудники компании «Стройиндустрия-С», возводившие стартовый комплекс на будущем космодроме «Восточный» в Амурской области, начали забастовку. К тому моменту более двухсот строителей не получали зарплату в течение трех-четырех месяцев, каждому компания оказалась должна по 100-140 тысяч рублей. Строители-вахтовики и их семьи оплачивали общежитие и покупали еду, залезая в долги, даже бросить все и уехать с Дальнего Востока было не на что. 3 апреля 26 строителей объявили, что забастовкой не ограничатся и начнут голодать в знак протеста. Через трое суток был задержан генеральный директор ООО «Стройиндустрия-С» Сергей Терентьев. Правда, платить зарплату строителям не начали, и в середине апреля голодовку пришлось возобновить.
Терентьева обвинили сначала по части 2 статьи 145.1 УК, а затем переквалифицировали обвинение на более тяжкое — часть 3 статьи 145.1, но впоследствии снова смягчили. Согласно материалам дела, гендиректор компании-подрядчика «зная, что у предприятия имеются в наличии необходимые денежные средства, умышленно свыше двух месяцев не выплачивал своим работникам заработную плату за январь, февраль и первую половину марта 2015 года». Последствия действий Терентьева признавались тяжкими, так как семьи не получавших зарплату строителей остались без средств к существованию. Общая сумма долга перед рабочими — более 14 млн рублей. Благовещенский городской суд взял предпринимателя под стражу 8 апреля. В качестве довода в пользу столь суровой меры пресечения следователи привели то, что он не проживает по месту прописки в Москве, а в Амурской области, где его фирма строит космодром, не имеет временной регистрации.
Сергей Терентьев находится в СИЗО до сих пор — больше девяти месяцев. Летом 2015 года в деле появился еще один эпизод, и предпринимателю добавили обвинение по статье 160 УК (растрата). В конце ноября следствие завершилось, сейчас гендиректор «Стройиндустрии-С» знакомится с материалами дела. В ходе расследования сумма неуплаченной зарплаты, вмененная Терентьеву, сократилась почти в пять раз — с 14 млн до 4 млн рублей.
Сергей Терентьев оказался не единственным, против кого возбудили уголовное дело о невыплате зарплат на «Восточном». 21 апреля 2015 года суд арестовал генерального директора ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» Игоря Нестеренко, который, согласно сообщению СК, не выплатил 1 121 сотруднику 35 млн рублей. К концу следствия сумма и количество пострадавших сократились: согласно окончательному тексту обвинительного заключения, Нестеренко задолжал 730 сотрудникам 19 млн рублей — по 26 тысяч рублей каждому. За время следствия долг был погашен, отмечают в СК.
26 апреля 2015 года за решеткой оказался гендиректор ООО «ДСС» (еще одного строительного подрядчика космодрома) Роман Суворов. Его задержали в Санкт-Петербурге и оттуда доставили в Амурскую область, где арестовали. По данным следствия, Суворов задолжал сотрудникам 3,5 млн рублей.
Суммы, которые оказались должны сотрудникам руководители подрядных организаций «Восточного» — не рекордные. По данным Следственного комитета, Новосибирский проектный институт за год не заплатил своим сотрудникам 15,7 млн рублей, руководство ЗАО «Дормаш» Орловской области за десять месяцев 2015 года задолжало работникам 34 млн рублей, долг ОА «Сервис-ВС» (занимается наземным обслуживанием самолетов во Внуково) за три месяца 2015 года — 77 млн рублей. И это данные только за декабрь 2015 года.
Вообще, в декабре сотрудники СК рапортовали об уголовных делах по статье 145.1 чуть ли не ежедневно. Только согласно данным пресс-службы Следственного комитета, которая сообщает не обо всех, а только о самых резонансных делах, в последнем месяце 2015 года было возбуждено 14 уголовных дел о невыплате зарплаты, завершено расследование трех уголовных дел и вынесены приговоры еще по трем уголовным делам. Двух предпринимателей, из Мурманска и из Чувашии (они были должны сотрудникам 2 млн и 1 млн рублей соответственно), приговорили к штрафам — по 100 тысяч рублей. Руководители туристического комплекса «Голубино» в Архангельской области, не выплатившие 20 подчиненным 1 млн рублей, были признаны судом виновными, но амнистированы.
Всего за 12 месяцев 2015 года пресс-служба СК сообщила о 87 уголовных делах по статье 145.1, возбужденных в разных регионах России.
Сводную статистику за 2015 год судебный департамент при Верховном суде еще не опубликовал, но если судить по данным первого полугодия и предыдущих лет, следователи подробно отчитываются буквально о каждом втором деле о невыплате зарплат.
За первые шесть месяцев 2015 года в России перед судом по статье 145.1 предстали всего 59 человек. Шестерых судили за действия, предусмотренные частью 1 (частичная невыплата, наказание — штраф или лишение свободы на срок до года), 53 человека обвинялись по части 2 (полная невыплата зарплаты, наказание — до трех лет лишения свободы). По части 3 — невыплата зарплаты или пособия, повлекшая тяжкие последствия — не судили никого.
Самое распространенное наказание — штраф. Из шести осужденных по части 1 статьи 145.1 два человека были оштрафованы на суммы в пределах 100 тысяч рублей; один человек получил условный срок; двоих суд признал виновными, но амнистировал; одному наказание не назначалось. Из 53 приговоров по части 2 статьи 145.1 в 35 идет речь о штрафах (двоих обязали выплатить в пользу государства до 25 тысяч рублей, 16 человек — до 100 тысяч рублей, 17 осужденных — до 300 тысяч рублей, одного — до миллиона рублей). Один из осужденных по части 2 получил условный срок, 15 человек были амнистированы, еще двоим наказание не назначалось. Оправдательных приговоров по статье 145.1 в российских судах не звучало.
Согласно текстам судебных решений за 2015 год, содержащимся в базе «Росправосудие», процессы по этой статье нередко проходят в особом порядке, а подсудимые признают вину. Мотив совершения преступления звучит как «корыстная или личная заинтересованность». Гендиректор кировского предприятия «Вятка-мебель» не платил зарплату сотрудникам, но исправно платил себе, а также «поднимал личный авторитет перед своими знакомыми, создавая видимость успешной деятельности предприятия». Учредитель ООО «ВолТех» задолжал рабочим, предпочитая в срок расплачиваться с деловыми партнерами: «с целью установления и поддержания личных связей и дружеских отношений с контрагентами, желая сохранить свой высокий социальный статус руководителя предприятия». Руководитель строительной компании из Волгоградской области вместо зарплаты сотрудникам гасил свои долги по кредитам. Директор строительной фирмы из Тюмени не платил главному бухгалтеру, зато рассчитывался с контрагентами и выдавал себе беспроцентные займы.
По сравнению с первым полугодием 2014 года число осужденных за невыплату зарплат почти не увеличилось: за первые шесть месяцев 2014 года по этой статье вынесли приговор 51 человеку. Всего в 2014 году по части 1 и 2 статьи 145.1 УК приговорили 126 человек. Еще двоих оправдали.
По части 3 не судили никого. Применению такой квалификации мешает законодательная неопределенность: перечня тяжких последствий, возникших вследствие невыплаты зарплаты, ни в УК, ни в других правовых актах нет. «При этом суд будет определять тяжесть наступивших последствий в каждом конкретном случае. По нашему мнению, к таким последствиям могут относиться, в частности, смерть, причинение вреда здоровью, самоубийство (покушение на самоубийство) потерпевшего, находящихся у него на иждивении лиц», — пишет в журнале «Время бухгалтера» юрист А.В. Кононенко.
«Как тяжкие последствия может быть истолкован или значительный ущерб, причиненный каждому конкретному работнику, если речь идет уже об особо крупном размере, или какие-то непоправимые последствия, такие как смерть, проблемы со здоровьем, самоубийство. Но такие последствия все же крайне редко наступают», — говорит адвокат Владимир Жеребенков.
В 2013 году по части 3 статьи 145.1 УК — невыплата зарплаты с тяжкими последствиями — вынесли один приговор, неплательщика лишили свободы условно. Всего по статье 145.1 в 2013 году приговорили 164 человека. Ни в одном случае за все эти годы обвинительный приговор не был связан с реальным лишением свободы.
Статья о невыплате заработной платы появилась в Уголовном кодексе в 1999 году и за время своего существования видоизменялась несколько раз. Так, в редакции 2007 года в ней было только две части: первая предусматривала ответственность за невыплату зарплат свыше двух месяцев — штраф или до двух лет лишения свободы; вторая предписывала наказывать за невыплату зарплаты с тяжкими последствиями — штрафами до 500 тысяч рублей или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Существенные изменения в статью 145.1 были внесены в 2010 году. Часть 1 теперь предусматривала ответственность за «частичную невыплату» зарплаты свыше трех месяцев — в виде штрафа до 120 тысяч рублей или до года лишения свободы. При этом невыплата является частичной, если работодатель заплатил сотруднику менее половины от предусмотренной договором суммы. Частью 2 предусмотрена ответственность за «полную невыплату» зарплаты дольше двух месяцев — штраф до 500 тысяч рублей или до 3 лет лишения свободы. Часть 3 — частичная или полная невыплата с тяжкими последствиями — предусматривает наказание в виде лишения свободы до пяти лет.
В 2011 году статья еще раз была дополнена, но незначительно: законодатель указал в частях 1 и 2, среди прочих видов наказания, принудительные работы.
И в первоначальной редакции, и сейчас статья 145.1 УК предусматривает ответственность не только за невыплату заработной платы. Уголовно наказуемы также невыплата «пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат».
Новые изменения — предусматривающие ужесточение ответственности работодателей — могут быть внесены в статью 145.1 и в этом году. Сразу после новогодних каникул группа депутатов Госдумы во главе с представителем КПРФ Валерием Рашкиным внесла на рассмотрение целый пакет инициатив, среди которых есть и проект изменений этой статьи Уголовного кодекса.
Депутаты предлагают, во-первых, сделать уголовно наказуемой частичную невыплату зарплаты уже в течение двух месяцев, а не трех, как сейчас, а также считать зарплату частично выплаченной только в том случае, если работник получил не менее 75% причитающейся ему суммы. Во-вторых, Рашкин и его коллеги считают необходимым увеличить суммы штрафов до 2 млн рублей. И в-третьих, предлагается дополнить статью частями 2.1 и 2.2 и наказывать не только непосредственных работодателей не получившего зарплату сотрудника, но и учредителя компании или организации. В случае с коммерческими фирмами ответственность будет нести руководитель компании, не перечисливший деньги в филиалы, а с бюджетными — чиновники ведомства, которому подчиняется организация или предприятие.
Проект закона только внесен в Госдуму и пока не прошел даже обсуждение в комитете по законодательству.
Гендиректор строительной компании в Мурманской области не платил девяти своим сотрудникам больше полутора лет (рабочие не получали зарплаты то полностью, то частично), и в итоге оказался должен каждому в среднем по 150 тысяч рублей. Уголовное дело возбудили летом 2015 года, а к декабрю предприниматель погасил задолженность в полном объеме, сообщает Следственный комитет. Дело при этом продолжает расследоваться и будет передано в суд.
Полностью расплатилось с сотрудниками, став фигурантом уголовного дела по статье 145.1, и руководство ярославского НПО ФИНГО (производит газоочистительные фильтры) — долг составлял 16 млн рублей.
В начале сентября 2015 года уголовное дело о невыплате зарплат возбудили в отношении руководства «УЖС-1» — столичной строительной компании, давнего героя многочисленных «черных списков» рунета. «Это организация, которая издевательски относится к своим работникам разной специальности (это строители, которые работают на улице и в дождь, и в снег, и в жару). Людей вызывают в выходные дни и не доплачивают, впрочем, и вообще не платят зарплату, только указывают, хамят и угрожают штрафами. Зато главный офис замечательно отметил праздник строителя, заказав теплоход и прочие развлечения, на это деньги у них есть», — жаловались пострадавшие сотрудники «УЖС-1» еще в августе 2014 года. Через 13 месяцев стали примерно ясны масштабы бедствия: согласно материалам дела, пострадали 1058 строителей и других работников. Каждому из них руководство компании должно было в среднем по 100 тысяч рублей.
Через считанные дни после дела «УЖС-1» аналогичное расследование начали и в отношении единственного учредителя этой компании — ОАО «Главмосстрой». Один из крупнейших строительных холдингов страны задолжал своим сотрудникам в Москве зарплату за шесть месяцев — в общей сложности около 76 млн рублей.
В том же месяце — то есть буквально сразу после сообщения об уголовных делах — деньги на выплату долгов нашлись и в «УЖС-1», и в «Главмосстрое».
Ни одно из перечисленных дел после погашения задолженностей закрыто не было, и позицию СК на этот счет отдельно разъяснил пресс-секретарь Владимир Маркин: «Конечно, отрадно, что наконец-то люди, честно заработавшие свою зарплату, получили свои деньги, но это никоим образом не снимает ответственности с руководства ОАО “Главмосстрой” за совершенное ими преступление. Я намеренно сделал акцент на этом определении, именно для того, чтобы ни у кого не возникало иллюзий (обращаюсь к тем руководителям, кто злоупотребляет пассивностью и порядочностью своих сотрудников), что можно месяцами, а то и годами заставлять бесплатно работать своих сотрудников, а когда их прижмет (возбудят уголовное дело), то для избежания негативных последствий они сделают “одолжение” — заплатят долги. Во всех таких случаях и конкретно по делу ОАО “Главмосстрой” поясняю, что уголовное дело будет доведено до логического завершения, и все виновные ответят перед законом».
«Если предприятие не разорилось и действительно злоупотребляло, не выплачивая зарплаты сотрудникам, то заявление в следственные органы — это отрезвляющий такой момент, — говорит адвокат Владимир Жеребенков. — Тут руководство начинает выплачивать зарплату, а это возмещение ущерба до суда. Может быть закрыто дело за примирением сторон в суде, а может и прокурор прекратить. Это тот случай, когда главная цель у всех — чтобы стороны примирились: работники получают деньги, а у предпринимателя не будет судимости».
Судебная статистика подтверждает слова адвоката. Согласно данным Судебного департамента при ВС, до вынесения приговора по статье 145.1 доходит менее чем в половине случаев: в первом полугодии 2015 года суды прекратили 37 возбужденных по этой статье дел по амнистии, 42 — за примирением сторон, восемь — в связи с деятельным раскаянием, шесть — по другим основаниям.
Если же работодатель не платит ни в ходе следствия, ни после судебного разбирательства и приговора, пострадавшие сотрудники могут заявить уже гражданские иски, по которым, в случае положительного решения, судебные приставы начнут исполнительное производство. Важное право работника закреплено в статье 142 Трудового кодекса: не получая зарплату в течение 15 дней, он может написать заявление о приостановлении работы до выплаты долга и перестать ходить на работу. При этом средняя зарплата начисляется с этого момента и до погашения задолженности — то есть суд уже в порядке гражданского производства может обязать работодателя заплатить и за год, и за два года, в течение которых сотрудник боролся за свои права.
«Но часто проблема в том, что взыскивать не с кого: предприятие разорилось, объявило себя банкротом, имущества у него нет, платить нечем. Получается, следователи себе план выполняют, дело раскрыли и до суда довели, но реальных денег никто не получит», — рассуждает адвокат Жеребенков.
Он добавляет, что, «выполняя план, особенно на фоне кризисного положения экономики», следователи нередко возбуждают дела по статье 145.1 без реального мотива: «Есть же разница: у человека были деньги, он их на что-то там тратил или себе в карман клал, или у него денег не было, убытки, партнеры или головная компания не платят — тут нет умысла на совершение преступления, значит, уголовное дело не может быть возбуждено. Но следователи этих нюансов не учитывают».
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке