Протест в местах лишения свободы: декабрь-февраль
Никита Сологуб
Статья
1 марта 2016, 10:39

Протест в местах лишения свободы: декабрь-февраль

Иллюстрация: Аня Леонова / Медиазона
В акции протеста после смерти осужденного в Челябинской области приняли участие 500 заключенных; подростки в Белореченске и Ижевске резали вены, требуя разрешить им курить в воспитательных колониях; двое арестантов «Матросской тишины» голодали месяц, отказываясь даже от инъекций глюкозы. «Медиазона» публикует данные о коллективных выступлениях и акциях протеста в колониях и СИЗО за три зимних месяца. Обзор составлен на основе открытых источников и официальных сообщений ФСИН.

Декабрь

22 декабря в штрафном изоляторе челябинской исправительной колонии строгого режима №2 был обнаруженным повешенным уроженец Чечни Султан Исраилов, осужденный на девять с половиной лет за оборот наркотиков, который через несколько месяцев мог подавать на условно-досрочное освобождение (УДО). Правозащитники из Gulagu.net публиковали фотографии тела погибшего, травмы на котором указывали на насильственный характер смерти.
Спустя шесть дней в колонии начался самый масштабный из протестов, представленных в настоящем отчете, — в голодовке приняли участие около 500 заключенных. По данным источника Gulagu.net, таким образом они пытались привлечь внимание общественности к «попыткам сотрудников администрации выдать убийство осужденного за самоубийство и помочь убийце уйти от ответственности». ГУ ФСИН по Челябинской области объявило о завершении акции протеста уже через два дня — в ведомстве утверждали, что при этом спецсредства и физическая сила к осужденным не предпринималась.
После окончания голодовки заключенный Николай Волошин записал видеобращение, в котором рассказал, как сотрудники колонии убивали Исраилова на его глазах. Позже Следственный комитет возбудил по факту гибели осужденного уголовное дело по части 3 статьи 286 УК (превышение должностных полномочий с применением насилия).
28 декабря в Белореченской воспитательной колонии Краснодарского края несколько осужденных в возрасте 16-17 лет попытались перерезать себе вены. «Когда им отказали в их требовании о предоставлении сигарет, они побили зеркало, которое находилось в помещении, и начали осколками наносить себе ранения. Сотрудники колонии успокоили разбушевавшихся заключенных, а далее с ними была проведена профилактическая беседа», — описывал ситуацию старший помощник прокурора края по работе со СМИ Антон Лопатин.
По результатам прокурорской проверки требования подростков были признаны беспочвенными в связи с запретом на реализацию табака несовершеннолетним.
За месяц до инцидента надзиратели этой же колонии до смерти избили 16-летнего заключенного. Еще шестеро подростков после нападения оказались в больнице. Первоначально руководство колонии утверждало, что сотрудники ФСИН совершили нападение при подавлении бунта, однако позже эта информация была опровергнута.
В конце декабря в Ижевской воспитательной колонии произошел аналогичный событиям в Белореченске инцидент, однако во ФСИН о нем упомянули лишь спустя месяц. Как рассказал в рамках ведомственной коллегии врио начальника удмуртского управления службы Игорь Криницин, несколько подростков при помощи одноразовых бритв порезали себе плечи в знак протеста против запрета на курение. По его словам, эта акция носила «демонстративно-шантажный характер».
Криницин сообщил, что участвовавшие в ней подростки были переведены в Ижевск из Самарской области. Вероятно, ранее они отбывали наказание в колонии для малолетних в Жигулевске Самарской области, которая была расформирована в апреле 2015 года.

Январь

14 января в ИК-4 в городе Елец Липецкой области двое осужденных, помещенных в ШИЗО, обварились в кипятке в результате прорыва трубы отопления — один из них получил значительные ожоги и был госпитализирован, второй скончался. По словам анонимного корреспондента Gulagu.net, за несколько дней до аварии эти заключенные начали голодовку, протестуя против незаконных действий надзирателей — замначальника колонии практиковал обходы камер, срывая с людей нательные крестики.
«Медиазона» подробно писала о произошедшем. По словам осужденных, сотрудники колонии проигнорировали аварию отопительной системы и оставили заключенных погибать в затопленной кипятком камере. Во ФСИН утверждают, что пострадавшие находились не в ШИЗО, а в помещении камерного типа, и, будучи недовольными режимом содержания, «намеренно сломали трубы на стыке с радиаторами отопления».
23 января в исправительной колонии №26 Волгоградской области более 200 осужденных начали голодовку «против пыток, насилия и оскорбления чувств верующих», сообщил Gulagu.net. По данным правозащитников, за несколько дней до начала голодовки сотрудники колонии жестоко избили одного из заключенных за отказ снять серебряный православный крест.
После этого, говорили в Gulagu.net, «доведенный до психологического расстройства личности» заключенный «разрезал себе брюшную полость и перерезал вены на руках», однако вновь был избит надзирателями, которые затем поместили его в ШИЗО.
Между тем представители ФСИН эту информацию опровергли. Согласно сообщению на сайте службы, не соответствовали действительности ни слова координатора проекта об избиении осужденного, ни о голодовке заключенных. Как сообщали в ведомстве, осужденный, речь о котором шла в публикации Gulagu.net, находясь в ШИЗО за нарушение режима содержания, причинил вред своему здоровью и нанес себе поверхностные раны обоих предплечий и брюшной полости, после чего ему была оказана необходимая помощь. При этом, согласно сообщению ФСИН, причины своего поступка заключенный объяснять отказался.
28 января стало известно о голодовке в ИК-8 Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. Как говорилось в публикации проекта Gulagu.net со ссылкой на мать одного из осужденных, сотрудники колонии долго отказывали ее сыну в свидании и угрожали посадить в изолятор, а затем заключили в ШИЗО и избили, сломав руки и ребра. После избиения мужчины 30 заключенных из его отряда объявили голодовку в знак протеста, говорилось в пресс-релизе проекта.
На сайтах ФСИН и прокуратуры Хабаровского края реакции на это сообщение не последовало.

Февраль

В середине февраля о голодовке двух заключенных московского СИЗО «Матросская тишина» рассказал «Московский комсомолец». По данным газеты, подозреваемый в грабеже Ильдар Шарафутдинов и арестованный за убийство четырех человек Дмитрий Колесников отказались от инъекций глюкозы, которыми обычно сопровождается воздержание от приема пищи.
Как писал МК, голодовка Шарафутдинова закончилась на 30-й день, когда мужчина стал бредить и был госпитализирован в психиатрическую больницу. Колесников продержался 35 дней, после чего, потеряв более 15 килограммов веса, был госпитализирован в отделение интенсивной терапии.
21 февраля в подмосковной Можайской воспитательной колонии двое несовершеннолетних осужденных «с целью ослабления режима содержания, предоставления мобильного телефона и табачных изделий, привлечения внимания общественности, закрыли изнутри жилое общежитие колонии, забаррикадировали лестницы», сообщил СК. После этого, утверждают в ведомстве, несовершеннолетние осужденные «устроили погром», сопроводив его поджогами и уничтожением имущества, которое они якобы выбрасывали из окон второго этажа. Сумму ущерба следователи оценили не менее чем в 930 тысяч рублей. Следователи квалифицировали действия осужденных подростков по части 2 статьи 212 УК (участие в массовых беспорядках).
СК начал проверку по факту произошедшего 25 февраля, а сообщил о ней на своем сайте на следующий день. При этом подмосковное УФСИН ни о каких беспорядков не сообщало — в единственной публикации на сайте управления, посвященной событиям 21 февраля, действия подростков характеризовались фразой «выразили сотрудникам учреждения свое несогласие». Возмущение подростков, по данным ФСИН, вызвал отказ Можайского городского суда удовлетворить ходатайство об УДО одного из положительно характеризующихся воспитанников.
«В ходе беседы с несовершеннолетними воспитанниками все вопросы, возникшие у осужденных, были им разъяснены и разрешены администрацией воспитательной колонии в рабочем порядке», — говорилось в сообщении ведомства. Следующее сообщение на сайте ФСИН, связанное с Можайской исправительной колонией, было опубликовано 24 февраля и посвящено визиту в учреждение чемпиона России по пуэрлифтингу Максима Цуканова и многократного чемпиона по тяжелой атлетике Михаила Кокляева.
Результаты мониторинга акций неповиновения и коллективных выступлений в местах лишения свободы за осенние месяцы 2015 года были опубликованы «Медиазоной» 2 декабря.