Статья 264.1 УК ужесточает наказание для водителей за неоднократное вождение в состоянии алкогольного опьянения. Раньше совершивший это нарушение автомобилист в худшем случае мог быть лишен водительских прав на срок до двух лет и оштрафован на 30 тысяч рублей. За пьяное вождение без прав суд мог назначить административный арест до 15 суток. Все эти наказания были прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. Уголовная ответственность наступала лишь в случае ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью или с гибелью потерпевшего.
Новая статья вводит уголовное наказание за повторное вождение в нетрезвом виде или за повторный отказ от медосвидетельствования. «Повторность» в данном случае означает, что норма действует в течение года после возвращения прав, если водитель ранее был лишен их за аналогичное нарушение; спустя год и один день тот же проступок снова будет рассматриваться как административное правонарушение.
Максимальное наказание по статье 264.1 УК — два года колонии. Также предусмотрены принудительные работы на срок до 2 лет, обязательные работы на срок до 480 часов или штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за 1-2 года. Осужденный по новой статье водитель также лишается права «занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» в течение трех лет.
УК был дополнен статьей 264.1 в соответствии с федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения». Тот же закон установил минимальные сроки наказания по статье 264 УК за ДТП по вине пьяного водителя с гибелью людей: при одном погибшем нетрезвому автомобилисту теперь грозит не менее двух лет колонии, если же жертвами аварии станут два человека и больше — четыре года.
Как писал «Коммерсант», необходимость соответствующих поправок депутаты Госдумы объяснили тем, что в судебной практике виновники аварий со смертельным исходом подчас получали условные сроки.
В ГИБДД газете пояснили, что задержанного за пьяную езду водителя будут доставлять в ОВД, если при проверке по базе данных выяснится, что меньше года назад он был наказан за аналогичное нарушение. Перед этим водителю предложат пройти освидетельствование с помощью алкотестера или у врача, если задержанный не согласится с результатами, показанными прибором.
В отдел полиции водителя имеют право доставить как сотрудники ГИБДД, так и другие правоохранители.
Замначальника управления ДПС, спецмероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков уточнил, что инспекторы вправе доставить водителя в отделение «для выяснения дополнительных обстоятельств», если у них не будет возможности проверить на месте, попадался ли он ранее пьяным.
Руководитель Федерации автомобилистов России Сергей Канаев уверен, что ужесточение наказания за пьяную езду приведет к сокращению числа людей, садящихся за руль нетрезвыми, и одновременно — к росту суммы взяток.
ФАР поддержал инициативу по введению уголовного наказания за пьяную езду, поскольку статья 264.1 рассчитана на злостных нарушителей, с которыми «ничего невозможно сделать», объясняет Канаев. Он отмечает, что при обсуждении проекта статьи с Федерацией ГИБДД и другие ведомства заверяли: новая норма не будет применяться «репрессивно».
По мнению Канаева, появление новой статьи УК и и показательные процессы с реальными сроками могут иметь профилактическое значение, хотя и не решат проблем коррупции и «неприкасаемых» на дорогах.
«Как минимум на 25% людей законодательство все равно воздействует. Здесь оно будет работать с точки зрения профилактики. Одного-двух посадят — все. Если посадили бы чиновников, или водителей чиновников, или детей чиновников — было бы еще лучше», — говорит глава ФАР.
При этом, настаивает Канаев, необходимо законодательное определение степеней опьянения, с которыми будет увязана мера ответственности водителя. Нельзя назначать одинаковое наказание не контролирующему свои реакции виновнику пьяного ДТП и человеку, севшему за руль с похмелья, уверен он.
Поводом для очередного ужесточения ответственности за повторное вождение в нетрезвом виде стала авария, произошедшая в Москве на Минской улице в 2012 году. Пьяный москвич Александр Максимов протаранил на своем автомобиле остановку общественного транспорта, в результате чего погибли семь человек, из них пятеро были воспитанниками детского дома-интерната для умственно отсталых № 7.
За два года да этого инцидента Максимов уже был лишен прав за пьяное вождение. После аварии на Минской его приговорили к 8,5 года колонии.
Изначально депутат Госдумы от «Единой России» Ирина Яровая предложила увеличить максимальный срок наказания за ДТП с пьяными водителями с девяти до 15 лет, но Верховный суд указал на то, что такого рода преступления нельзя приравнивать к умышленному убийству. Над поправками в УК, ужесточающими наказание за пьяное вождение, депутаты работали около трех лет. За это время административная ответственность за это нарушение также была усилена — с принятием поправок в КоАП в 2013 году к лишению прав добавился штраф в 30 тысяч рублей.
Поправки в УК Госдума приняла в конце 2014 года, президент подписал законопроект 31 декабря. Для разработки внутриведомственных процедур ГИБДД была предусмотрена полугодовая вступления закона в силу.
Впрочем, впервые уголовное наказание за пьяное вождение было введено в России пять лет назад. В феврале 2009 года, еще занимая пост президента, Дмитрий Медведев подписал закон об уголовной ответственности за пьяное вождение, если оно привело к гибели человека или причинению тяжкого вреда здоровью. Закон устанавливал лишь максимальные сроки наказания за такие ДТП: при одном погибшем — до семи лет колонии, при двух и больше — до девяти лет. С 2011 года санкция статьи 264 УК была дополнена также принудительными работами.
До этого за ДТП с летальным исходом пьяных водителей судили обычно по статье 109 УК — причинение смерти по неосторожности.
Кроме того, с пьяными за рулем боролись, меняя допустимый уровень содержания алкоголя в крови. В августе 2010 года вступил в силу закон о нулевом промилле для автомобилистов. Однако уже спустя три года, в июле 2013-го, президент Путин отменил его, и допустимое содержание этилового спирта в крови вновь закрепили на уровне 0,3 промилле.
В марте 2015 года депутат Яровая снова предложила вернуть нулевое промилле, ссылаясь на рост смертности в результате ДТП с нетрезвыми водителями.
Принятие статьи 264.1 УК — уже второй за последние годы случай, когда российские законодатели устанавливают уголовную ответственность за повторное правонарушение административного характера. В июле 2014 года в силу вступила статья 212.1 УК — неоднократное нарушение порядка проведения публичной акции, а в январе 2015-го по ней были возбуждены первые уголовные дела.
В появлении этих статей адвокат и вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский видит тенденцию; стоит ожидать и других «репрессивных новаций», предупреждает он.
В то же время, адвокат и член Общественной палаты Генри Резник не спешит говорить о тренде на основании двух законодательных инициатив. «Есть такое обыкновение в праве, когда рецидив может отягчать наказание. Как конструировать норму — это техническая проблема. Я не вижу каких-либо правовых канонов, которые препятствовали бы конструированию такой нормы», — поясняет защитник.
Закон об уголовном наказании за повторное вождение в нетрезвом состоянии вступил в силу первого июля, а уже 2 июля Госавтоинспекция сообщила, что в регионах России возбуждено как минимум восемь уголовных дел по статье 264.1 УК. Об одном из них ведомство сообщало на своем сайте: дело завели на пьяного водителя без прав из Нальчика, который с 2012 года четырежды отказывался пройти медосвидетельствование. Последний раз водитель был задержан меньше года назад.
2 июля сообщалось также об уголовных делах, возбужденных в Ставропольском крае (не меньше четырех дел), Иркутской, Белгородской области и Красноярском крае (в каждом регионе по одному). Через пять дней после вступления закона в силу, 6 июля, в Свердловской области ГИБДД отчитывалась о 23 подобных уголовных делах, в Москве — о 15 делах, в Хакасии — о десяти, на Камчатке — о восьми, а Ульяновское и Новгородское управления инспекции сообщали о 12 и пяти задержанных по статье 264.1 УК соответственно.
Адвокаты Резник и Ольшанский сходятся во мнении, что новая норма не может применяться к нарушителям, которые получили административное наказание до вступления в силу закона об уголовной ответственности за пьяную езду, поскольку это противоречит Конституции.
«Любая норма, отягчающая ответственность, по Конституции не имеет обратной силы. На момент возбуждения первого дела действовала старая норма, и отягчения наказания не может быть. Они (нарушители – МЗ) должны идти по административной ответственности. Это азбука. Тут не о чем рассуждать», — говорит Резник.
«Половина людей привлекаются к ответственности в равной мере как за езду, так и за отказ (от медосвидетельствования — МЗ): гаишники обманывают, не сообщают, что нельзя отказываться от медицинского освидетельствования», — говорит Ольшанский. Он сомневается в целесообразности уголовного наказания за пьяное вождение; слишком многие приговоры, которые будут вынесены по статье 264.1 УК, окажутся неправосудными, уверен адвокат.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке