Акция протеста началась в понедельник 8 июня, когда около сотни заключенных забаррикадировались в трехэтажном здании отрядного общежития, заставив мебелью входы и выходы. Они поднялись на крышу и вывесили самодельные транспаранты со словами «Остановите беспредел» и «Пригласите СМИ-ТВ».
Как отмечали во ФСИН, среди участников акции оказались даже лежачие больные. По утверждению представителя ведомства, участники акции потребовали «освободить лидера группы отрицательно настроенных осужденных, который находится в отряде со строгими условиями содержания». На место событий приехали руководитель республиканского УФСИН Виктор Шалыгин, представители прокуратуры республики Рамиль Ахунов и Александр Зуев. На сайте ведомства говорится, что прибывшие провели с осужденными разъяснительную работу.
За два дня сотрудникам ФСИН так и не удалось уговорить заключенных прекратить акцию протеста. «Небольшие подвижки в урегулировании ситуации есть. Осужденные слезли с крыши, но баррикада не разобрана, входы в помещение, где они находятся, по-прежнему, заблокированы», — сообщили в пресс-службе ведомства в среду.
Тем не менее, заключенные по прежнему никого к себе не впускают, даже врачей. Они отказываются от больничной пищи, но этот отказ нельзя считать голодовкой, поскольку у участников акции есть собственные запасы продуктов, говорят во ФСИН.
Представители республиканской ОНК на своем сайте опубликовали заявление, в котором говорится, что у акции осужденных есть «организаторы и режиссеры с воли».
«Сначала бунтующие потребовали уволить руководство учреждения, потом выдворить одного осужденного, уроженца Оренбургской области, из ОСУОН (отряда строгих условий отбывания наказания — МЗ) учреждения. При беседе с Уполномоченным по правам человека в РБ и членами ОНК РБ данный осужденный сообщил, что никуда переводиться он из этого отряда не желает и не высказывал таких требований администрации учреждения, впервые слышит, что его требуют выдворить», — говорится в сообщении членов ОНК. Они подчеркивают, что ставят перед собой задачу «не допустить применение физической силы и специальных средств к осужденным учреждения».
В ОНК Башкирии «Медиазоне» отказались предоставить комментарий и попросили прислать запрос, на который глава комиссии Олег Галин оперативно ответить не смог. По словам члена ОНК Альмиры Жуковой, сам Галин зачастую препятствует осуществлению законной деятельности правозащитников.
«Вчера нам звонили бывшие осужденные и родители заключенных, мы выехали в ЛИУ-19, однако нас туда не пустили. Оказалось, что глава комиссии Галин, бывший сотрудник МВД, не послал в учреждение уведомление о том, что к ним едут члены ОНК, хотя его об этом предупредил руководитель общественной палаты республики», – рассказала Жукова «Медиазоне». По ее словам, работа башкирской ОНК вызывает у нее большие сомнения – «лысые, со шрамами» члены комиссии не могут посодействовать заключенным в защите их прав, а заседания комиссии и вовсе не проводятся.
Жукова отметила, что ранее ей поступали звонки от заключенных из ЛИУ-19. Они жаловались на избиения, на переводы в ШИЗО за самые незначительные нарушения.
«Официально жалобы из ЛИУ-19 мне не приходили, их оставляли мне их в устной форме – по телефону. Судя по всему, официальные жалобы просто не выпускают оттуда. Важно понимать, что бунтующие там заключенные не просят телевизоры, они просят соблюдения закона по отношению к ним. Ведь когда сотрудники применяют спецсредства, это почему-то не фиксируется на камеру. Неповиновение – это, я считаю, результаты работы ГУФСИН республики, поскольку ведомство не проводит профилактических бесед со своими сотрудниками, не учит их правильно обращаться с заключенными, а потом и не наказывает их», – подчеркнула Жукова.
Правозащитница напомнила о смерти заключенного Сергея Лазько, убитого в 2012 году в ИК-4. Изначально причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность, несмотря на то, что тело погибшего покрывали многочисленные гематомы и синяки. До освобождения заключенного из колонии оставалось около двух месяцев.
«Дело тогда все-таки возбудили, мы этого добились. Но по нему проходит всего один человек, его непосредственный руководитель и сейчас продолжает работать как ни в чем не бывало», – сказала Жукова.
Лечебная исправительная колония №19 — единственная специализированная противотуберкулезная больница в Башкирии. На сегодняшний день в ЛИУ-19 содержится более 400 человек, отбывающих наказание и на общем, строгом и на особом режиме. «Среди осужденных высока доля социально дезадаптированных лиц, утративших родственные связи, страдающих алкоголизмом и наркоманией, зараженных помимо туберкулеза ВИЧ-инфекцией. Если в 2007 году насчитывалось 30 ВИЧ-инфицированных, то в 2014 – уже 95. Наблюдается рост числа больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью», – отмечает пресс-служба регионального ФСИН.
ЛИУ-19 располагается рядом с исправительной колонии №2, в которой в мае произошло несколько акций неповиновения осужденных. Так, 10 мая в ИК-2 около сотни осужденных приняли участие в бунте. По версии ФСИН, они нанесли побои 11 заключенным, шестеро были госпитализированы. Часть бунтовщиков забаррикадировалась на крыше здания одного из отрядов. По данным «Гулагу.нет», причиной бунта стали издевательства со стороны администрации колонии и активистов — сотрудничающих с силовиками заключенных.
Следственный комитет возбудил уголовные дела части 3 статьи 212 УК (призывы к массовым беспорядкам) и части 1 статьи 321 УК. Старший помощник руководителя управления СК Светлана Абрамова рассказала ТАСС, что события в ЛИУ-19 будут расследоваться в рамках уголовного дела, возбужденного после бунта в ИК-2. «Эти дела объединены в одно производство», — сказала Абрамова.
13 мая, когда из колонии попытались этапировать причастных к волнениям осужденных, заключенные снова взбунтовались. «Группа осужденных численностью более 100 человек попыталась противодействовать законным действиям администрации. Они били стекла, собрались на плацу,часть из них залезла на крышу отрядного общежития. Осужденные требовали не этапировать подозреваемых в организации массовых беспорядков для проведения следственных действий», — сообщили во ФСИН. По утверждению ведомства, тогда ситуация была урегулирована «методом убеждения».
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке