«Платон». Диалоги
Статья
9 декабря 2015, 10:00

«Платон». Диалоги

Волнения дальнобойщиков, недовольных введением платы за проезд большегрузов по федеральным дорогам, продолжаются по всей стране уже почти месяц. В последних числах ноября водители-активисты начали стягивать свои фуры к Москве, угрожая блокадой кольцевой автодороги и транспортным коллапсом в столице. «Медиазона» следила за маневрами, которые могли стать, но так и не стали самой радикальной акцией протеста в России со времен «рельсовой войны» шахтеров Кузбасса.
Протесты дальнобойщиков против введения платы за проезд большегрузов по федеральным трассам продолжаются в России без малого месяц. Первые массовые выступления водителей прошли еще 11 ноября, за четыре дня до запуска системы платежей «Платон», техническое несовершенство которой позже вызовет новую волну возмущения.
Как рассказывал в эфире радио «Свобода» глава Межрегионального союза водителей-профессионалов Александр Котов, после того, как 15 ноября система заработала, в Тольятти неизвестные подожгли офис компании-оператора «Платона», а в Туле — измазали отработанным машинным маслом. 2 декабря контору сборщиков платежей обстреляли в Оренбурге.
19 ноября дальнобойщики провели вторую общенациональную акцию протеста. На следующий день Минтранс объявил, что готов отменить штрафы за неоплаченный проезд для водителей и существенно снизить — для собственников машин. Однако уступки не устроили протестующих: 24 ноября дальнобойщики Петербурга, пересев на легковые машины, добрались до Смольного, где на стихийном митинге анонсировали «поход на Москву». Еще раньше приехать в столицу и перекрыть МКАД пригрозили водители Дагестана. Акция была назначена на 30 ноября.
28 ноября с представителями дальнобойщиков встретился министр транспорта Максим Соколов. Участвовавший в переговорах замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов заявил, что протестующие делятся на «две категории», и с непримиримыми — теми, кто требует отмены системы «Платон», платы за проезд и штрафов — диалог невозможен.
29 ноября акции протеста повторились в Новосибирске, Казани, Орле, Ижевске, Брянске, Иваново. В Екатеринбурге дальнобойщики попытались вызвать на разговор полпреда президента Игоря Холманских, однако подступы к его офису оказались перекрыты строительной техникой. В Ростове-на-Дону состоялся сход водителей, на котором представители 15 регионов потребовали отключить все оборудование системы «Платон» до 3 декабря. Озвучивший этот ультиматум Александр Котов пообещал: в противном случае «4 декабря этого года тяжелые грузовики выдвигаются в сторону Москвы».
Протестующие действительно начали стягивать машины к Москве. Сообщения о задержаниях водителей, массовых проверках фур и попытках блокировать дороги поступали из Вологодской области, Нижнего Новгорода, Дагестана. В ответ дальнобойщики сменили тактику: отказались от формирования крупных колонн и старались не привлекать внимания полиции. Депутат от КПРФ Владимир Родин, принимая активистов в Госдуме, уверял, что на подступах к Москве их поджидали 17 БТР.
Реакция властей на маневры водителей большегрузов была противоречивой. Замглавы Росавтодора Роман Старовойт сперва грозил, что «к тем, кто своими намеренными действиями будет пытаться саботировать движение на транспортных артериях нашей страны, будут применяться соответствующие меры со стороны правоохранительных органов», но позже допустил, что система «Платон» будет ликвидирована, «потому что законы пишут люди на основании требований». Депутаты в ускоренном режиме работали над законопроектом, приравнивающим автопробеги к митингам, затем его рассмотрение в Госдуме перенесли на неопределенное время.
3 декабря Владимир Путин выступил перед Федеральным собранием с традиционным ежегодным посланием. По информации РБК, именно до этого дня было отложено окончательное решение о начале крупной акции в Москве: дальнобойщики ждали, что скажет президент, однако он попросту обошел их проблемы молчанием. К вечеру следующего дня стало очевидно, что транспортного коллапса в столице не будет: вместо блокады МКАДа водители организовали два лагеря. Северный расположился на стоянке возле торгового центра «Мега» в Химках, южный — на 91-м километре Каширского шоссе.