Утром 22 марта 2012 года заключенные ИК-17 в поселке Шексна Вологодской области, как обычно, вышли на прогулку. Один из них, 36-летний Алексей Шестаков, выглядел странно и даже привлек внимание нескольких охранников. Зек, осужденный за несколько жестоких бытовых убийств, был одет как капуста — перед выходом во двор колонии он зачем-то напялил на себя несколько штанов и свитеров.
От изучения его нелепого наряда сотрудников колонии отвлек шум винтов быстро приближавшегося пассажирского вертолета Ми-2. Борт завис над территорией ИК. Летчики подгадали время как раз под пересменку охраны — было примерно 9 утра. К тому же, сообщникам Шестакова повезло — только что сменившиеся сотрудники колонии не смогли попасть по вертолету из табельного оружия. Шестаков уцепился за сброшенный канат и перелетел через забор колонии.
Позднее следователи выяснят, что вертолет снова сел недалеко от ИК, чтобы беглец поднялся на борт воздушного судна. Около половины десятого вертолет вновь приземлился — уже на автомобильную трассу; сообщники передали Шестакову оружие и разбежались. Он поймал такси и поехал в сторону Ярославля.
Власти области тут же приступили к поиску беглеца — на всех дорогах руководство ФСИН совместно с региональным МВД выставило блок-посты, а с воздуха преступников искал беспилотник МЧС. Ми-2 с экипажем на борту спецназ полиции и внутренних войск обнаружил в 60 километрах от колонии в районе Окружного шоссе Вологды. Пилот рассказал силовикам, что вертолет зафрахтовали мужчина и женщина, якобы — для деловой поездки. Во время полета они достали пистолет и велели лететь в Шексну.
К этому времени о личности беглеца уже было известно достаточно — несмотря на дерзость и изобретательность его плана, это был не криминальный авторитет или террорист, а обычный убийца и грабитель. Первые судимости зек получил еще в 1990-х: судили Шестакова за кражу и грабеж. В 1999 году он освободился и поселился в Череповце, но быстро вернулся к криминалу. В августе того же года во время пьяной ссоры он задушил знакомую и забрал ее деньги и украшения. Труп девушки Шестаков выбросил в реку. Преступление долго оставалось нераскрытым — обвинения Шестакову предъявили, когда он уже отбывал новый срок за тройное убийство, совершенное в декабре 1999-го. Тогда Шестаков и его подельник Алексей Кашинцев, гостившие у приятеля, напоили хозяина квартиры и еще одного собутыльника коньяком со снотворным. Заснувших жертв Шестаков задушил. Потом он убил девушку хозяина квартиры, которая случайно зашла в гости к парню, сообщала подробности дела вологодская газета «Красный Север».
Иллюстрация: Майк Ч
Если бы следователи раскрыли все четыре убийства сразу, побега могло и не быть —жестокие преступления, как говорили в Вологодского областном суде «Московским новостям», тянули на пожизненное, а сбежать из колонии особого режима пока не удавалось еще никому. Однако суды шли по очереди. За тройное убийство Шестакову дали 23 года, позже к нему добавилось наказание за августовское преступление. По совокупности приговоров убийца получил 24 года колонии. Но с приговором он не смирился и задумал дерзкий побег, который был бы невозможен, если бы не заместитель начальника колонии Александр Белоликов.
Офицер ФСИН за 10 тысяч рублей позволил Шестакову свободно передвигаться по территории исправительного учреждения и пользоваться мобильной связью. Этого мужчине хватило, чтобы организовать самый дерзкий в российской истории побег из мест лишения свободы. Для переговоров с сообщниками Шестаков использовал не менее шести телефонных номеров, а за помощь в организации побега обещал им два миллиона рублей.
На свободе Шестаков пробыл недолго. В день побега в районе Грязовца полицейские и сотрудники регионального УФСИН устроили беглецу, пытавшемуся взять в заложники автомобилиста, засаду. Завязалась перестрелка, заключенного ранили в бок, а затем обезоружили. Около 14:00 о задержании Шестакова знало все высокое начальство региона.
Двоих подельников Шестакова — влюбленную в него Татьяну Важалину и ее сообщника Александра Русакова — задержали на следующий день возле станции Дикая Вологодской области. Позже состоялись суды над всеми участниками криминальной истории: Шестакову дали еще 24 года, Важалиной и Русакову — 11 и 12 лет соответственно, а офицера ФСИН Белоликова посадили на 4 года.
Иллюстрация: Майк Ч
18 апреля 2003 года в подмосковном Томилино полицейские задержали мужчину, который вломился в закусочную «Махаон». В четыре утра преступник ломом вскрыл решетку заведения и пробрался внутрь. Выйти злоумышленник уже не смог — в закусочной сработала сигнализация. Приехавшие сотрудники ЧОПа заблокировали выходы и вызвали милицию.
Вора нашли под грудой картонных коробок, в которой он надеялся укрыться. Рядом стояли сумки с украденным с витрины товаром — пачками сигарет, алкоголем, продуктами.
«Сигареты закончились», — объяснил задержанный свои мотивы.
Оперативникам человек назвался Владимиром Устиновым из Рязанской области и назвал адрес своего дома в селе Новиково, но документов не предъявил. Его отправили в СИЗО Каширы. Через несколько дней рязанские милиционеры пришлют коллегам бумагу о том, что никакой Устинов в Новиково не зарегистрирован, а 1 мая придут результаты дактилоскопии. Магазинный вор окажется беглым рецидивистом Борисом Безотечество, к тому моменту уже полтора года как объявленным в федеральный розыск за дерзкий побег из «Бутырки».
В сентябре 2001 года вместе с еще двумя осужденными за особо тяжкие преступления рецидивистами Анатолием Куликовым и Владимиром Железогло Безотечество проломил пол в камере и через подвал бежал из здания следственного изолятора.
Безотечество, Куликов и Железогло были приговорены к пожизненному заключению и ожидали пересылки к месту отбывания наказания. У всех за плечами были жестокие преступления. Железогло напал в Красноярске на коммерсанта в его собственной квартире. Свою жертву он пытал, а после зарубил топором. Анатолий Куликов был главарем банды в Чувашии. Он убил приезжего дагестанца и двух его дочерей четырех и шести лет, чтобы присвоить машину жертвы. Борис Безотечество рыл могилы в Кемеровской области и как-то раз зарезал дочь и мать смотрителя кладбища. В «Бутырке» эти трое ожидали результатов рассмотрения своих жалоб Верховным судом.
Позже выяснилось, что сокамерники в течение пяти дней долбили пол и перекрытия тщательно заточенными ложками. Обломки бетона и кирпича приговоренные выбрасывали во время прогулки.
Дыру они сделали возле отхожего места и для маскировки накрывали ее тряпкой, на которой раскладывали хлеб, миски и ложки. Почему сотрудников СИЗО не насторожило то, что заключенные хранят свою еду у параши — неизвестно.
Главной причиной их успешного побега следствие признало крайне неудовлетворительное состояние ветхих помещений Бутырки, построенной еще в XVIII веке. Начальник УИН по Москве и Московской области Станислав Подрез позже объяснял: «Здесь все сыплется, и сделать подкоп особого труда заключенным не стоило».
В ходе расследования побега в подвале «Бутырки» обнаружили узкий С-образный лаз размером 1,5 на 0,6 метра, который зеки вырыли в грунте и укрепили досками. Там же нашли стеарин и фитиль для лампы, с помощью которых сокамерники освещали свой путь. Считается, что через лаз Куликов, Железогло и Безотечество попали в коллектор, который находится во дворе клуба ГУВД Москвы в Горловом переулке. По коллектору беглецы ползли по-пластунски и толкали перед собой пакеты с одеждой. Затем они выбрались через подготовленный лаз к бордюру во дворе дома напротив приемника-распределителя.
Примерно в 5 утра трое преступников были на свободе — поймали такси и поехали на Белорусский вокзал. Железогло и Куликов направились в Серпуховской район, где в деревне Липецы проживала сестра Куликова Вера Каблукова. Куда скрылся Безотечество, остается загадкой. Некоторое время зека даже считали погибшим.
Иллюстрация: Майк Ч
Двое других спокойно добрались до Липец и ночью через огороды пробрались в дом 40-летней женщины. Она накормила беглецов, истопила им баню, но не разрешила остаться. Беглецы ушли в лес, прихватив с одной из соседних дач пилу, топор и лопату.
Железогло, который имел опыт жизни в тайге, вырыл полуметровую яму, сделал стропила из срубленных деревьев и обложил их сухими стеблями борщевика. Сверху беглые заключенные положили кусок украденного с той же дачи линолеума, а на него — срезанный дерн. Грабить местных беглецы не стали и питались в основном грибами и картошкой, накопанной на поле.
Пару раз по ночам они навещали дом сестры Куликова, чтобы попариться в бане и побриться. Сообщников удалось задержать уже через 20 дней после побега — 25 сентября. Кто-то из соседей сестры Куликова опознал их и позвонил милиционерам. Когда Куликов и Железогло вышли из леса на автобусную остановку, их скрутил спецназ. Бойцы подъехали к беглым заключенным на обычном пассажирском автобусе.
В 1987 году в Кургане заканчивалось рассмотрение уголовного дела об изнасиловании. Подсудимый Александр Солоник, которому грозило восемь лет строгого режима, внезапно раскидал конвоиров и выпрыгнул из окна комнаты свиданий, находившейся на втором этаже здания суда. Беглеца нашли лишь через полтора месяца в Тюмени. Преступник хотел удалить родинки на лице и татуировку на руке в виде короны и обратился в косметический салон. Именно эти особые приметы были указаны в первой ориентировке на его поимку.
Во второй раз Солоник сбежал из пермской колонии в 1990-м. Во время работ в промзоне он вырезал сварочным аппаратом в канализационной трубе дыру. Солонику помог его скромный рост — всего 167 сантиметров. На месте побега сотрудники ИК обнаружили лишь бушлат заключенного.
Иллюстрация: Майк Ч
Беглец осел в столице, сделал новый паспорт и трудоустроился — стал профессиональным киллером. Он развивал свои снайперские навыки и за умение стрелять прицельно по-македонски, то есть с двух рук, получил кличку Саша Македонский. В 1994 году на Петровско-Разумовском рынке Солоника остановили милиционеры.
Патрульные попросили мужчину предъявить документы, тот прошел с ними отделение, где внезапно расстрелял троих сотрудников милиции из автоматического пистолета «Глок-18». Убегая, он палил в преследователей через плечо, но ни в кого уже не попал. Самого киллера ранили в почку, и он рухнул на тротуар из-за болевого шока.
Уже в больнице Солоник рассказал о нескольких убийствах, а на следствии в «Матросской Тишине» признался в исполнении почти 20 заказов. Всего же в деле легендарного киллера насчитывалось более 30 криминальных эпизодов.
В СИЗО Солоник просидел недолго. В июле1995 года он сбежал из «Матросской тишины», став первым заключенным, которому удался побег из этого следственного изолятора.
Считается, что Солонику помог надзиратель Сергей Меньшиков. По официальной версии, Меньшикова внедрили в систему исполнения наказаний члены «курганской» и «ореховской» ОПГ, по другой — его просто купили. Незадолго до побега Меньшиков принёс Солонику альпинистское снаряжение и пистолет. На нарах сообщники оставили манекен и накрыли его одеялом, поднялись на крышу и спустились оттуда на улицу по 25-метровой веревке.
Объявился Солоник в августе 1995 года уже в Афинах. В ноябре там же нашли тело Меньшикова, убитого, как считают правоохранительные органы, с ведома киллера. До 1997 года Солоник жил под именем Владимира Кесова и летал по поддельным документам в Москву. Россия просила выдать беглеца, но греки игнорировали запросы Москвы. Возможно, киллера завербовали греческие спецслужбы, чтобы получать информацию о российском криминалитете, пустившем корни в Средиземноморье.
Иллюстрация: Майк Ч
Впрочем, интересовал Солоник не только отечественную милицию и европейские спецслужбы, но и российских бандитов. За киллером следили его коллеги из «ореховской ОПГ» под руководством легендарного Алексея Шерстобитова (Леша-Солдат). Люди Шерстобитова напичкали афинский дом Солоника «жучками» и наблюдали за хозяином из коттеджа напротив. Прослушка зафиксировала телефонный разговор, в котором Солоник произносит фразу: «Их надо валить» — киллер якобы был недоволен тем, что «братва его плохо греет после побега» (платит ему мало денег) и собирался убить начальство, писал «Коммерсант».
Лидеры «ореховских» приговорили Солоника. Исполнителем убийства считается Александр Пустовалов (Саша-солдат), который якобы задушил киллера.
2 февраля тело Солоника нашли недалеко от Афин. Позже были обнаружены останки 22-летней манекенщицы московского агентства RED STARS, Мисс Россия-96 Светланы Котовой, с которой жил Солоник. Ее разрубленный труп сложили в чемодан и закопали в землю.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке