К Тору пришли из-за Аллаха
В пятницу, 3 апреля, председатель исполкома Национально-демократической партии Владимир Тор (Владлен Кралин) вновь пойдет на допрос по делу об антиисламских выкриках на «Русском марше» в Следственное управление по Юго-Восточному округу Следственного комитета Москвы.
Источники «Медиазоны» в ультраправых кругах пояснили, что речь идет о лозунге «Аллах — ******* [гомосексуалист — МЗ]!», а само дело возбудили 28 января этого года. Следственные действия начались 26 марта. Тогда к Тору впервые пришли с обыском, а затем отвезли его на допрос, рассказал «Медиазоне» его адвокат Матвей Цзен. Лидеру НДП предъявили постановление о возбуждении уголовного дела.
Как говорится на сайте СК, дело расследуется по части 1 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). «По версии следствия, 4 ноября 2014 года во время проведения митинга по улице Перерва в городе Москве неизвестные лица совершили публичные действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также унижение человеческого достоинства по религиозным признакам. Сегодня у ряда лиц, проверяемых на причастность к совершению указанного преступления, в рамках расследуемого уголовного дела проведены обыски», —
гласит сообщение на сайте ведомства.
«Рядом лиц», помимо Тора, оказались председатель Высшего Национального Совета этнополитического объединения «Русские» Дмитрий Демушкин и члены политсовета «Русских» Денис Тюкин и Владимир Ермолаев.
«Ударили по почкам. Перевернули всё вверх дном»
К Тюкину, который на последнем «Русском марше» вел
«Непримиримую колонну» (туда вошли бывшие участники движения «Реструкт», разгромленного в 2014 году), полиция пришла в семь утра. Звонили в дверь, колотили руками и требовали открыть. Тюкин не стал дожидаться, пока дверь съемной квартиры спилят, и открыл полицейским.
В помещение зашли 10 человек. Тюкину велели поднять руки и повернуться к стене. «Два раза ударили по почкам. В квартире перевернули всё вверх дном», — говорит он. В ходе обыска у Тюкина забрали диски, ноутбук, флеш-карты и телефоны. Причем, как утверждает член «Русских», удостоверений ему не показывали и описи изъятых вещей не выдали.
«Всё время шутили про то, что сейчас найдут наркотики и пистолет, ругали Америку и снимали меня на сотовые телефоны. Перерезали ножом провод на мегафоне», — рассказал он.
Следователь на допросе показал ему оперативную запись с какого-то шествия, на котором группа людей скандировала антиисламские лозунги. Во время допроса, говорит Тюкин, непредставившиеся люди предложили ему вместе противостоять неким возникшим перед Россией угрозам. Он отказался.
К Демушкину следователи тоже пришли в семь утра. Он рассказал, что к нему сотрудники СК пришли в сопровождении бойцов отряда «Альфа» ФСБ, но «относительно вежливо, без криков, кувалд и шумовых гранат». Сотрудники правоохранительных органов заставили лидера «Русских» лечь, расставив ноги и руки в стороны. Затем ему зачем-то облили штаны водой из полулитровой бутылки. Следственные действия
снимали сотрудники НТВ.
В СУ СКР по ЮВАО Демушкину предложили, по его словам, подписать бумагу о сотрудничестве. Он отказался. «Я 20 лет занимаюсь политикой не для того, чтобы быть сексотом у ФСБ. Мне пообещали, что теперь меня мои близкие и соратники увидят лишь через лет 10-15», — возмутился он.
Ермолаев общаться с прессой отказался.
Старый лозунг
Впервые лозунг про Аллаха прозвучал задолго до «Русского марша» 2014 года, рассказал собеседник «Медиазоны» в среде радикальных националистов. Он уточнил, что авторство кричалки ни Тору, ни Ермолаеву, ни Тюкину, ни Демушкину не принадлежит.
«Лозунг появился в 2009 году, а широкое распространение получил по итогам Первомая-2010. Тор, Ермолаев, Тюкин и Демушкин к нему, естественно, не имеют никакого отношения. Они просто организаторы, ответственные за общие моменты проведения, и не в состоянии контролировать, что заряжают инициативные ребята в каждой отдельной колонне», — сказал он.
В материалах мониторинга информационно-аналитического центра «Сова», который пристально следит за проявлениями национальной и религиозной нетерпимости в современной России, лозунг про Аллаха не фигурирует. Несколько блогеров упоминали кричалку в своих отчетах по итогам «Русского марша».
На видеохостинге YouTube есть короткая видеозапись скандирования. Лозунг выкрикивает колонна с баннером, на котором отчетливо виден адрес сайта движения «Русские» (rusnat.com). Полная версия звучит как «Москва — не Кавказ! Аллах — *******!». Видео
загружено в день проведения марша.
В конце января этого года парламентарии, увидевшие ролик, направили депутатский запрос на имя главы МВД Владимира Колокольцева. Они просили найти ультраправых, выкрикивавших лозунг про Аллаха. Инициатор запроса — экс-министр Чеченской республики по внешним связям, национальной политике, печати и информации Шамсаил Саралиев —
рассказал «Известиям», что опасается: ролик будут использовать провокаторы, которые распространяют видео по соцсетям «в целях дестабилизации и без того напряженной межрелигиозной и межнациональной обстановки».
Демушкин еще до обыска возмущался матерными антиисламскими скандированиями на «Русском марше» и требовал расследования этого инцидента в февраля, рассказал он «Медиазоне». 22 января он
опубликовал на своей страничке «ВКонтакте» призыв к соратникам с просьбой воздержаться от «нападок на религиозные чувства людей».
«Я, конечно, никаких заявлений не писал, но ролик с маргиналами показывал замначальнику полиции по охране общественного порядка УВД ЮВАО Феликсу Суздалю. Там ОМОН стоял, снимал на видео все эти лозунги, но ничего не делал», — рассказал он.
То, что на кадрах со скандированием отчетливо видно баннер «Русских», Демушкин объяснил влиянием правых радикалов, которые шли следом за колонной движения.
«Основной партийный актив мы кинули назад, потому как боялись провокаций там от радикалов. Но случилось так, что радикалы практически не построились и в конце колонны закидывали эти лозунги», — рассказал он.
Допросят всех
Теперь, предупреждает адвокат Цзен, каждого участника «Русского марша» можно будет сделать свидетелем по делу. С ним соглашается адвокат Сергей Бадамшин. Любого очевидца того или иного преступления могут вызвать для дачи показаний к следователю и обеспечить его доставление силами правоохранительных органов, напоминает Бадамшин.
«Кроме того, у любого свидетеля могут провести обыск в жилище, изъять все интересующие следствие предметы и материалы, в том числе любимые всеми следователями ноутбуки и электронные носители», — объяснил юрист. Конкретно по делу о матерных антиисламских роликах допросить могут любого участника марша или просто прохожего, заключает он.
Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский считает, что возбуждение уголовного дела соответствует букве закона, хотя и не понимает, зачем для расследования обыскали квартиры лидеров НДП и «Русских».
«Если бы я был прокурор, я бы дело, конечно, не возбуждал. Ясно, что лозунг кричали не первый год. Если бы правоохранительные органы реагировали на заявление, то не стали бы обыскивать квартиры тех, кто обязательно расскажет об этом в СМИ. Причем обыски вряд ли смогут запугать этих людей. Была какая-то необходимость оказать давление. Почему сейчас — не ясно», — говорит он.
Политолог Павел Святенков убежден, что обыски у Тора, Ермолаева, Демушкина и Тюкина носят исключительно демонстративный характер. После того, как по делу об убийстве Бориса Немцова арестовали нескольких выходцев из Чечни, власть будет стремится показать, что преследованиям в России подвергаются не только жители Северного Кавказа, объяснят он.
«Власть дает понять, что она не покинула многонациональные позиции», — предположил Святенков.